.Астраханское УФАС России наказало ЗАО «Астраханьрегионгаз» за злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации газа.

                       В Астраханском УФАС России состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении Закрытого акционерного общества «Астраханская региональная компания по реализации газа» (ЗАО «Астраханьрегионгаз»).

ЗАО «Астраханьрегионгаз» направило в ОАО «Судостроительный завод «Красные Баррикады» проект долгосрочного договора поставки газа на 2008-2012 годы.

ОАО «Судостроительный завод «Красные Баррикады» подписало проект долгосрочного договора поставки газа с протоколом разногласий, в котором предполагалось изменение некоторых положений предлагаемого договора. В частности предлагалось понизить размер штрафного коэффициента за суммарный объем газа, выбранный Покупателем сверх суточного договорного объема. Кроме того, предлагалось исключить из договора слова о необходимости представления акта о признании измерительного комплекса в качестве коммерческого средства измерения расчетов за газ.

ЗАО «Астраханьрегионгаз» составило протокол согласования разногласий к долгосрочному договору поставки газа, согласно которому предлагавшиеся к изменению пункты долгосрочного договора поставки газа были оставлены им в своей редакции.

В Российской Федерации действуют Правила поставки газа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162 (далее Правила). Согласно пункту 17 этих Правил, в случае перерасхода газа покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Предусмотренный в п 3.5 долгосрочного договора поставки газа ЗАО «Астраханьрегионгаз» дополнительный штрафной коэффициент за суммарный объем газа, выбранный Покупателем сверх суточного договорного объема, в размере 1,9 к стоимости газа, Правилами не предусмотрен и является дополнительной ответственностью.

Таким образом, поставщик не вправе навязывать покупателю условия о применении санкций за несанкционированный отбор газа, не установленных Правилами.

Кроме того, Астраханским УФАС России было установлено, что обязанность представления актов о признании средств измерения коммерческими, как и само понятие «коммерческое средство измерения расчетов за газ», не предусмотрены законодательством РФ. В связи с этим, требование ЗАО «Астраханьрегионгаз» о предоставлении актов о признании средств измерения коммерческими, содержащееся в пункте 4.3 договора, неправомерно и является навязыванием невыгодных условий договора.

ЗАО «Астраханьрегионгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов и занимает на данном рынке доминирующее положение.

Проигнорировав предложенные ОАО «Судостроительный завод «Красные Баррикады» поправки в договор, ЗАО «Астраханьрегионгаз» нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающий занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него.


 

Учитывая все обстоятельства дела, Астраханское УФАС России признало ЗАО «Астраханьрегионгаз» виновным в совершении административного правонарушения, состав которого предусмотрен ст.14.31 КоАП РФ. За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке на ЗАО «Астраханьрегионгаз» наложен штраф в размере 28 732 700 (двадцать восемь миллионов семьсот тридцать две тысячи семьсот) рублей.