О ситуации на рынке топлива в Российской Федерации.
В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.
Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является основной статьей затрат на производство автомобильного топлива.
Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.
Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?
Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?
Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.
Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).
Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?
Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.
Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.
В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива, что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.
ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.
Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?
При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:
При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.
Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.
Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?
ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.
ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?
Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.
Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?
Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел «О ФАС России», далее «Территориальные органы ФАС России»).
О ситуации на рынке топлива в Астраханской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области сообщает, что специалистами Управления проводится постоянный мониторинг цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, реализуемые хозяйствующими субъектами на территории Астраханской области. Согласно данным, предоставляемым в Астраханское УФАС России хозяйствующими субъектами Астраханской области и территориальными органами ФАС России в Южном Федеральном округе, средние розничные цены на бензины автомобильные и дизельное топливо в Астраханской области не превышают средних цен по ЮФО.
В качестве примера предлагаем сводную таблицу мониторинга розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на территории Астраханской области за период с 20.07.2009 по 26.07.2009
Дата |
Вид н/п |
Продавец |
г. Астрахань |
Наримано-вский район |
Приволжский район |
Примечания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
26.07.09 |
76 |
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт |
17,40 |
17,40 |
|
|
|
26.07.09 |
92 |
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт |
20,90 |
20,90 |
|
|
|
26.07.09 |
95 |
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт |
21,90 |
21,90 |
|
|
|
26.07.09 |
ДТ |
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт |
17,00 |
17,00 |
|
|
|
26.07.09 |
76 |
ООО "ПКФ "Урал" |
|
16,50 |
|
|
|
26.07.09 |
92 |
ООО "ПКФ "Урал" |
|
20,00 |
|
|
|
26.07.09 |
ДТ |
ООО "ПКФ "Урал" |
|
16,50 |
|
|
|
26.07.09 |
76 |
ООО "ЮНГК" |
17,30 |
|
|
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-76 увеличилась на 2,37% |
|
26.07.09 |
92 |
ООО "ЮНГК" |
20,80 |
|
|
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-92 увеличилась на 2,46% |
|
26.07.09 |
95 |
ООО "ЮНГК" |
21,80 |
|
|
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-95 увеличилась на 1,39% |
|
26.07.09 |
ДТ |
ООО "ЮНГК" |
17,10 |
|
|
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Дт снизилась на 4,47% |
|
26.07.09 |
76 |
ИП Исаев Р.И |
|
|
17,20 |
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-76 увеличилась на 1,77% |
|
26.07.09 |
92 |
ИП Исаев Р.И |
|
|
20,70 |
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-92 увеличилась на 1,97% |
|
26.07.09 |
95 |
ИП Исаев Р.И |
|
|
21,80 |
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-95 увеличилась на 1,39% |
|
26.07.09 |
ДТ |
ИП Исаев Р.И |
|
|
16,50 |
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Дт снизилась на 1,20% |
|
26.07.09 |
76 |
ИП Меркулова Е.В. |
17,00 |
|
17,00 |
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-76 увеличилась на 3,00% |
|
26.07.09 |
92 |
ИП Меркулова Е.В. |
20,70 |
|
20,70 |
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-92 увеличилась на 2,48% |
|
26.07.09 |
95 |
ИП Меркулова Е.В. |
22,00 |
|
22,00 |
По сравнению с прошлым отчетным периодом цена Аи-95 увеличилась на 2,33% |
|
26.07.09 |
ДТ |
ИП Меркулова Е.В. |
16,50 |
|
16,50 |
|
|
Кроме того, хотим напомнить, что Астраханским Управлением ФАС России неоднократно возбуждались дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Примером может служить вынесение решения в отношении ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Газпром добыча Астрахань», которым эти компании признаны нарушившими п.1. ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в согласованных действиях, направленных на установление и поддержание розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на территории Астраханской области .
В результате проведенного мониторинга цен антимонопольным органом был признан факт сговора по установлению цен на нефтепродукты, а именно: при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Газпром добыча Астрахань» одновременно установили и поддерживали в период с 30.04.08 по 13.06.08 одинаковый уровень цен на: бензины АИ-80 - 18,40 руб.; АИ-92 – 22,60 руб., АИ-95 – 22,90 руб., а дизельное топливо – 21,60 руб. за литр.
Астраханским УФАС было выдано предписание о прекращении согласованных действий, направленных на установление и поддержание розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на территории Астраханской области, путем устранения повторений действий одного хозяйствующего субъекта одновременно или следом другим хозяйствующим субъектом.
По факту признания осуществления ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий в отношении каждого из «сговорившихся» было возбуждено административное производство по ст.14.32 КоАП РФ, в результате чего на ООО «Газпром добыча Астрахань» наложен штраф в размере 4 295 221 рублей, а на ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» - в размере 14 337 007, 54 рублей.
Арбитражный суд Астраханской области и Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которые обратилась каждая из компаний с оспариванием наложенных на них штрафов, признали недействительными решение и предписание Астраханского УФАС России. Однако антимонопольное Управление будет отстаивать свои позиции в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа.
Пресс-служба Астраханского УФАС России неоднократно сообщала о ходе мониторинга розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо в нашем регионе. Кроме того, информацию о состоянии цен на ГСМ можно получить на официальном сайте Астраханского УФАС России www.astrahan.fas.gov.ru в разделах «Новости» и «Мониторинг цен на нефтепродукты».