Новости ФАС России

 

22.09.2011

Шум по поводу сезонных перебоев с бензином уже утих. Значит, есть смысл попытаться разобраться с тем, что происходило на российском топливном рынке весной этого года.

Действительно, ситуация на топливном рынке стабилизировалась уже давно. В новостных лентах в начале июля прошло сообщение, что власть и нефтепереработчики нашли наконец общий язык: три контролирующих ведомства - Федеральная антимонопольная служба, «Ростехнадзор», «Росстандарт» - и 12 ведущих нефтяных компаний заключили четырехстороннее соглашение. Суть его в том, что власти вновь выпускают на рынок те виды топлива, которые запретили в начале года, когда в действие вступили новые требования Технического регламента, - бензин и дизель, соответствующие экологическому стандарту «Евро-2». Кроме того, нефтяникам установлен новый срок, до которого все нефтеперерабатывающие заводы должны не только модернизировать производства и начать выпускать высококачественные современные бензины, но и обеспечить достаточные объемы производства и поставок топлива на российский рынок, для того чтобы вопрос о топливном дефиците больше не возникал. Стоит отметить, что независимые эксперты и представители нефтяных компаний еще в прошлом году предупреждали о том, что запрет «Евро-2» - мера преждевременная. Основу российского автопарка все еще составляют иномарки «в возрасте» и отечественные модели - на топливе 2-го экологического класса и ниже ездит 60% отечественного автотранспорта. При этом времени для модернизации и перехода на новые стандарты было отведено нефтяникам всего ничего - на тот путь, который европейские нефтепереработчики потратили почти два десятилетия, нашим нефтяным компаниям выделили всего несколько лет.

Чтобы избежать повторения весенних событий, в сентябре текущего года была окончательно утверждена новая отсрочка - правительство одобрило изменения Технического регламента. Теперь топливо второго экологического класса можно будет встретить на заправках до конца 2012 года, продажа бензина и дизельного топлива 3-го экологического класса официально разрешена до конца 2014 года, 4-го - до конца 2015-го. Ну а с 1 января 2016 года вся страна - автомобилисты и те, кто производит для них топливо, - перейдет на «Евро-5».