• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Заседание ОКС при Астраханском УФАС России на тему: "О рекламе МММ"

Сегодня состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Астраханском УФАС России на тему : "О рекламе МММ".

Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл заседание Совета. Он объявил состав ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку.

 

Сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. выступил с вступительным словом .

Он отметил, что вопрос о рекламе МММ актуален в связи с многочисленными обращениями граждан — физических лиц с просьбами о разъяснении применения положений Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» в виду массовой рекламы проекта МММ.

Задачей сегодняшнего заседания ОКС является выработать единый подход в оценке различных способов рекламы МММ.

С информацией по повестке дня выступил заместитель руководителя-начальник отдела финансовых рынков и рекламы Камакина Т.Н.

Тезисы выступления Камакиной Т.Н.

Согласно информации, размещаемой на сайте www.sergey-mavrodi.com в сети Интернет, посредством реализации проекта Сергея Мавроди «МММ-2011, Мы Можем Многое» предлагается осуществлять деятельность, связанную с привлечением денежных средств физических лиц.

Федеральный закон «О рекламе» не содержит понятия финансовой услуги. Вместе с тем, данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, для целей Федерального закона «О защите конкуренции» финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

При этом, основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой, указанным в пункте 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является существо осуществляемой деятельности — то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц, либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.

Исходя из смысла статьи 28 Закона о рекламе, можно сделать вывод, что понятие финансовой услуги для целей данного федерального закона включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе №135-ФЗ, но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств. При этом, для целей Закона о рекламе необходимо учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное также иными нормативными актами.

Например: Федеральный закон «ОБ ипотеке (залоге недвижимости)» (статьи 76, 77) предусматривает возможность получения целевого займа для приобретения или сооружения жилого дома или квартиры не только от банка или иной кредитной организации, но и от другого юридического лица соответственно по договору кредита или целевого займа.

Из положений Гражданского кодекса РФ (статья 807, пункт 2 статьи 819) следует, что нормы о кредите являются специальными по отношению к займу , при этом субъектный состав договора займа не ограничен. Однако, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Информационного письма ВАС РФ от 10.08.1994 №С1-7/ОП-555, услуги по предоставлению займа не должны носить систематического характера.

Из анализа статьи 28 Закона о рекламе (реклама финансовых услуг) с учетом приведенных норм следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.

Таким образом, рекламе деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

Деятельность, указанная на обозначенном выше сайте в сети Интернет, связана с привлечением денежных средств физических лиц. Соответственно, услуги, оказываемые в рамках осуществления подобной деятельности, подпадают под понятие финансовой услуги.

Таким образом, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

 

Р Е Ш И Л И :

 

  1. Астраханскому УФАС России рассматривать рекламу, содержащую слова «МММ», «Мы можем Многое», на соответствие нормам Федерального закона «О рекламе» с учетом предложений, изложенных на заседании ОКС.