Логический суперконтроль от РЖД

Компанию-монополиста грузоотправители ОАО "РЖД" обвиняют в создании дискриминационных условий. 26 октября 2012 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) перенесла рассмотрение дела в отношении ОАО «РЖД» по признакам нарушения п.8 ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции» в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Основанием для возбуждения дела послужило обращение ОАО «Уральская сталь» с жалобой на действия субъекта естественной монополии: компания-заявитель надлежащим образом согласовала с ОАО «РЖД» заявки на перевозку грузов (ГУ-12) железнодорожным транспортом. Однако, согласно своей телеграмме от 01.02.2012, ОАО «РЖД» установило так называемый «логический контроль» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций, указав количество принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, род груза, перечень грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз. В частности, со станций Западно–Сибирской железной дороги до станции «Лужская» Октябрьской железной дороги отправка угля могла осуществляться только в адрес ОАО «Ростерминалуголь» и ООО «Универсальный перегрузочный комплекс». В итоге, согласованные ранее грузы не принимались к перевозке.

В своем письме ОАО «РЖД» сообщило компании, что логический контроль был установлен «по причине сверхнормативного наличия груза на Северо - Кавказской железной дороге, ограниченной пропускной способности и вынужденному оставлению поездов от движения, а также в целях обеспечения стабильной эксплуатационной деятельности Северо - Кавказской железной дороги». В связи с чем Автоматическая система «Этран» не позволяла оформлять перевозочные документы на объемы предъявляемых грузов выше размеров установленного для Южно-Уральской железной дороги логического контроля».

В результате установления логического контроля на погрузку экспортных грузов ОАО «Уральская сталь» понесло значительные убытки в виде уплаты штрафов как собственникам вагонов за их задержку, так и штраф в пользу ОАО «РЖД» (занятие железнодорожных путей вагонами). Кроме того, компания - грузоотправитель не имела возможности планировать объемы отгрузки, что негативно сказалось на производственном процессе.

В рамках заседания Комиссии ФАС России представитель ОАО «РЖД» не смог объяснить порядок установления, введения логического контроля со ссылкой на соответствующие нормы железнодорожного законодательства, а также полученный положительный эффект ОАО «РЖД» от введения такого контроля.

Подобные действия ОАО «РЖД» имеют признаки нарушения п.8 ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции»: создание дискриминационных условий в отношении отдельных грузоотправителей/грузополучателей.

 

Справка:

 

1) ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

2) ОАО «РЖД» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара Доля этого хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования превышает 65 процентов.

3) Западно–Сибирская железная дорога и Октябрьская железная дорога являются филиалами ОАО «РЖД»