Пресс-конференция на тему: «Морские порты Астраханской области. Предупреждение и выявление нарушений АМЗ»

Анализ рынка погрузо-разгрузочных работ в морских и речных портах проводится в рамках исполнения приказа ФАС России от 19.12.2012 №773/12 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 г.г».

Морские порты являются узловыми пунктами международных транспортных коридоров, где сходятся наземные (железнодорожные, автомобильные) и водные (морские, речные) транспортные коммуникации. Морские порты - это коммерческие предприятия, выполняющие перевалку и хранение грузов и обслуживание судов. Город Астрахань, находящийся в1534 км. к юго-востоку от Москвы в верхней части дельты реки Волги, является важнейшим транспортным узлом, где пересекаются Каспийские морские и Волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России. В зимний период река и прилегающие к ней морские акватории замерзают. Навигационный период длится с апреля по ноябрь. С декабря по март проводка транспортных судов от Астрахани до выхода в Каспийское море (100 миль) осуществляется ледоколами.

Несмотря на то, что объем перевозимых грузов по водным путям рос в последние годы, общая доля водного транспорта (морского и речного) в транспортной структуре России снижается. Водный транспорт медленнее железнодорожного и автомобильного и при этом достаточно дорог. Преимуществом водного транспорта является то, что он не испытывает перегруженности движения, а отсюда и более твердые гарантии соблюдения графика поставок. Тем не менее, спрос на грузовые перевозки возрастает.

 

Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и

Категорию особорежимных грузов составляют опасные грузы (кислоты, щелочи и т. п.), скоропортящиеся грузы (овощи, фрукты и т. п.), а также животные и сырые животные продукты. При перегрузке и хранении грузов этой категории необходимо выполнение особых требований, регламентируемых специальными правилами.

Виды перевозимых грузов группируются следующим образом:

насыпные и навалочные грузы:

-строительные грузы, уголь, прочие;

-зерно;

генеральные грузы:

-лесные грузы в судах, металлы черные и цветные, тарно-штучные грузы, прочие;

наливные и прочие грузы.

Сегменты рынка грузовых перевозок по внутренним водным путям, определяются указанными видами перевозимых грузов.

Погрузо-разгрузочные работы в портах сегментируются по вышеуказанным видам перерабатываемых грузов, поскольку при перегрузке грузов различных категорий требуется различная не взаимозаменяемая материально-техническая база. В связи с тем, что перевозки водным транспортом подразделяются в зависимости от назначения на морские и внутренние водные, рассмотрим их в качестве взаимозаменяемых.

Ближайшая акватория, где осуществляются грузовые морские перевозки – Каспийское море, а перевозки речным транспортом – водный бассейн реки Волга. Суда, предназначенные для речного плавания, не могут применяться в морских перевозках. Морские суда, а, как правило, это большегрузные суда, могут начинать и заканчивать свой маршрут в портах, расположенных на реках, но для этого необходимо привлечение дополнительных ресурсов по вспомогательной деятельности водного транспорта (эксплуатация портов, лоцманская проводка, услуги по ледокольной проводке судов и др.). Следовательно, услуги перевозок водным транспортом зависят от назначения применяемых судов, и заменить услугу перевозки морским транспортом на услугу перевозки внутренним водным транспортом невозможно из-за технологических особенностей каждого вида услуг.

Однако на рынке погрузо-разгрузочных работ нет такой зависимости от назначения судов, на которых осуществляется деятельность. Как правило, компании в Астраханской области осуществляют перевалку грузов с (на) судов(а) класса «река-море», осуществляющих перевозки из внутренних водных путей до зарубежных портов. Поэтому погрузо-разгрузочные работы на морском транспорте являются взаимозаменяемыми с такими же работами на внутреннем водном транспорте.

Перегрузка грузов осуществляется с водного транспорта на ж/д, автомобильный и водный транспорт, а также с автомобильного, железнодорожного транспорта на водный транспорт. Для погрузки и разгрузки груза на каждый вид транспорта требуется специальное оборудование, свои транспортные пути. Для погрузо-разгрузки генеральных грузов требуются портальные краны, плавкраны, гусеничные краны, авто- и электропогрузчики, складские площадки и другое. Для погрузо-разгрузки наливных грузов требуются резервуары, насосы и другое. Таким образом, рынок по погрузке и разгрузке наливных грузов и рынок по погрузке и разгрузке генеральных грузов, насыпных и навалочных грузов не являются взаимозаменяемыми.

По сведениям Астраханских компаний, погрузо- разгрузка контейнеров, сыпучих грузов, металлопроката, пиломатериалов и других генеральных грузов осуществляется в отношении любого груза, габариты и тоннаж которого подходят под возможности имеющейся погрузочной техники. То есть услуги по перевалке генеральных грузов, насыпных и навалочных грузов являются технологически взаимозаменяемыми относительно всех видов грузов.

 

Рынок погрузо-разгрузочных работ представлен предприятиями Астраханской области, которые оказывают услуги на территориях портов области юридическим лицам (в основном оптово-торговым и транспортно-экспедиторским компаниям). В большинстве случаев потребителями данных работ являются хозяйствующие субъекты РФ и иностранные фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в бассейне Каспийского моря. Цены на погрузо-разгрузочные услуги в портах определяются себестоимостью затрат при их оказании, а также спросом на данные услуги, и применяются хозяйствующими субъектами  согласно договорам с заказчиками услуг. В целом, цены на данный вид услуг на территории Волго-Каспийского бассейна в Астраханской области находятся на одном уровне.

Все порты обеспечены подъездными наземными транспортными путями: к территориям всех портов подходят автомобильные дороги, к грузовым участкам большинства (85%) компаний подходят железнодорожные пути.

Астраханский регион имеет стратегическое значение, занимая ключевую позицию на самых коротких экономически выгодных Евро-Азиатских транспортных маршрутах. Основные заказчики услуг по погрузке и выгрузке грузов – иностранные компании из Ирана и Казахстана.

Основная структура товаропотока:

Экспортные грузы: металлопродукция, лес, пиломатериалы, асбест, бумажно-целлюлозная продукция, сера и другое;

Импортные грузы: стекло, минеральное сырье, автомашины, табак, финики, изюм, фисташки, фруктовые и овощные концентраты, свежие овощи и фрукты, зерно, пролипропилен и другое.

Астраханский воднотранспортный узел (АВТУ) является обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. АВТУ включает в себя порты г.Астрахани и Астраханской области. Всего в Астраханской области на территории этих портов работают 12 стивидорных компаний. Модернизируются железнодорожные станции Аксарайская-1 и Аксарайская-2, через которые к тому же идет постоянно растущий поток грузов на Казахстан. Но, будучи весьма перспективным в силу особенностей географического положения для развития транспорта, Астраханский регион так и не стал территорией размещения крупного мультимодального транспортного узла. Более того, конкуренция в сфере перевозок по направлению МТК "Север-Юг" постоянно возрастает (Международный транспортный коридор "Север-Юг" через территорию России и Ирана нельзя считать единственно возможным коротким маршрутом между Европой и Индийским океаном. У Ирана есть варианты использования для такого транзита других, рекомендованных коридоров - железнодорожных или автомобильных маршрутов через Турцию или Азербайджан). Растет объем морских перевозок традиционными путями (через Суэц) и по новому транспортному коридору TRACECA, поддерживаемому ЕС. В целом рост объемов транспортных перевозок в области до сих пор является неустойчивым.

Географические границы рынка определены экономической возможностью заказчиков приобрести погрузо-разгрузочные услуги на территории Каспийского бассейна. Совокупность территорий морских и речных портов, являющихся взаимозаменяемыми для основных грузоотправителей, располагается на территории Астраханской области – порт Астрахань – порт Оля.

Географическими границами товарных рынков является порт Астрахань – порт Оля Каспийского бассейна.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках.

 

По данным Астраханьстат услуги по погрузке выгрузке грузов в портах в 2011 -2012 году осуществляли следующие предприятия:

1.ООО «Перегрузочный комплекс «Бузан», 416163, Астраханская обл., Красноярский р-он., с.Сеитовка, ул.Юбилейная, здание 21, пом.3; ИНН 3019001236.

2.ООО «МР Логистик», 416163, Астраханская обл., Красноярский р-он., с.Сеитовка, примерно в 1 м от подъездного пути СМП-255; ИНН 3006009132.

3.ЗАО «Олинский Навалочный Терминал», 416425, Астраханская обл., Лиманский р-он., с.Оля, ул.Чкалова, д.29; ИНН 3007009287.

4.ОАО «Олинский Нефтехимический Терминал», 416425, Астраханская обл., Лиманский р-он., с.Оля, ул.Чкалова, д.29; ИНН 3007009022.

5.ООО «Трансмарин Форвардинг», 414000, г.Астрахань, ул.Наташи Качуевской, д.2; ИНН 3015081449.

6.ЗАО «ЛУКОЙЛ - Черноморье», 353900, г.Новороссийск, Набережная адм. Серебрякова, д.23; ИНН 2315016400.

7.ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефть», 414000, г.Астрахань, ул.Адмиралтейская, д.1, корп.2; ИНН 3444070534.

8.ООО ПКФ «Ингрид», 414006, г.Астрахань, ул.Оленегорская, д.33; ИНН 3018018935.

9.ООО ПК «Серебряные паруса», 416335, Астраханская обл., Камызякский р-он., с.Хмелевка, б/о «Паруса»; ИНН 3005006876.

10.ООО «Грузовые операции ЭЛКО», 414041, г.Астрахань, ул. Рыбинская, д.3; ИНН 3016058883.

11.ООО «СТСервис», 414000, г.Астрахань, ул.Наташи Качуевской, д.2; ИНН 3015081463.

12.ЗАО «Астраханский универсалпорт», 414006, г.Астрахань, ул.Пушкина, д.50; ИНН 3018016938.

13.ООО «Бузан-Порт», 416163, Астраханская обл., Красноярский р-он., с.Сеитовка; ИНН 3006006269.

14.ООО ПФ «ВТС Порт», 414022, г.Астрахань, ул.Н. Островского, д.152 «А»; ИНН 3017035215.

15.ООО «ВТС Терминал», 414022, г.Астрахань, ул.Н. Островского, д.152 «А»; ИНН 3017053912.

16. ОАО «Первая Стивидорная Компания», 416425, Астраханская обл., Лиманский р-он., с.Оля, ул.Чкалова, д.29; ИНН 3007007900.

17.ООО «Астраханский порт «Развитие». 414024, г.Астрахань, ул.Ген.Епишева, д.20 «Д»; ИНН 3017051440.

18.ООО «Альфа-Порт», 414006, г.Астрахань, ул.Дзержинского, д.36; ИНН 3018013180.

19.ООО «ПКФ «Волга-порт», 414006, г.Астрахань, пер.Гаршина/ул.Пушкина, 2/46; ИНН 3018015684.

20.ЗАО «Астраханский морской порт», 414000, г.Астрахань, ул.Адмиралтейская, д.43; ИНН 3015075526.

21.ОАО «Волгомост» филиал Мостоотряд №83, 410028, г.Саратов, ул.Мичурина, д.112; 41400, г.Астрахань, п/я 9; ИНН 6450010433/301802001.

22.ОАО ГК «Армада», 414042, г.Астрахань, ул. Мосина, д. 1а; ИНН 3018013253.

23. ООО Стивидорная компания «Стрелецкое», 414000, г.Астрахань, ул.Наташи Качуевской, д.2; ИНН 3015071708.

24.ОАО «Астраханский порт», 414006, г.Астрахань, ул.Пушкина, д.66; ИНН 3015012854.

25.ООО ПКФ «Центральный грузовой порт», 414040, г.Астрахань, ул.Адмиралтейская, д.53 А; ИНН 3015060760.

26.ООО «Порт «Зюйд-Вест», 414006, г.Астрахань, ул.Пушкина, д.62; ИНН 3023000323.

27.ООО ПКФ «Зюйд-Вест», 414006, г.Астрахань, ул.Пушкина, д.62; ИНН 3018016504.

 Астраханским УФАС России установлены следующие организации, осуществлявшие деятельность на рынках погрузо-разгрузочных работ в морских и речных портах в 2011-2012 г. г.:

1.ООО ПФ «ВТС Порт».

2ОАО «Первая Стивидорная Компания».

3.ООО «Астраханский порт «Развитие».

4.ООО «Альфа-Порт».

5.ООО «ПКФ «Волга-порт»

6.ЗАО «Астраханский морской порт».

7.ОАО «Волгомост» филиал Мостоотряд №83.

8.ОАО ГК «Армада».

9.ООО Стивидорная компания «Стрелецкое».

10.ОАО «Астраханский порт».

11.ООО ПКФ «Центральный грузовой порт».

12.ООО «Порт «Зюйд-Вест».

 

Барьеры входа на товарные рынки.

Большинство опрошенных хозяйствующих субъектов считают, что главным барьером входа на рынок услуг по перевалке грузов в портах является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Данные экономические ограничения входа на рынок связаны с необходимостью приобретения специальных капиталоемких технических средств (оборудования и погрузочной техники) и гидротехнических сооружений. Кроме перечисленных существуют следующие экономические ограничения: необходимость и большая стоимость разработки и согласования проектов погрузо-разгрузочных работ, необходимость проведения дноуглубительных работ, зависимость деятельности от навигации (т.е. сезонный характер), и как следствие этого, содержание основного персонала в зимний период времени (для замерзающих портов).

Среди административных ограничений, хозяйствующие субъекты выделяют:

содержание в соответствии с определенными требованиями рукавов рек за счет порта, необходимость получения лицензии на погрузо-разгрузочные работы с опасными грузами, ограниченный доступ на получение земельного участка, соприкасающегося с водной акваторией с гарантированными глубинами для крупнотоннажных судов, длительный и сложный процесс согласования и получения разрешительных документов по расширению производственных мощностей.

Еще одним существенным барьером является нестабильный грузопоток, связанный с внешнеэкономическими факторами, к числу которых относится нестабильная политическая обстановка в Иране – основном потребителе генеральных грузов из России.

 

Вывод.

Рынок погрузки-выгрузки насыпных и навалочных грузов в портах Каспийского бассейна.

На основании коэффициента рыночной концентрации CR3 за 2011-2012 г.г. года можно сделать вывод, что рынок погрузки-выгрузки насыпных и навалочных грузов в портах Каспийского бассейна является высококонцентрированным. Из этого следует, что по уровню развития конкуренции данный рынок относятся к рынкам с неразвитой конкурентной средой.

ООО ПКФ «Центральный грузовой порт» доминирует на рынке погрузки-выгрузки насыпных и навалочных грузов в порту Астрахань Каспийского бассейна.

В настоящее время в региональном разделе Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, (далее по тексту - Реестр) не состоят хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги погрузки-выгрузки насыпных и навалочных грузов в портах.

По итогам анализа товарного рынка предлагается включить в Реестр ООО ПКФ «Центральный грузовой порт» (доля на рынке > 50%), оказывающее услуги погрузки-выгрузки насыпных и навалочных грузов в порту Астрахань Каспийского бассейна.

 

Рынок погрузки-выгрузки генеральных  грузов в портах Каспийского бассейна.

На основании коэффициента рыночной концентрации CR3 за 2011-2012 г.г. года можно сделать вывод, что рынок погрузки-выгрузки насыпных и навалочных грузов в портах Каспийского бассейна является умереноконцентрированным. Из этого следует, что по уровню развития конкуренции данный рынок относятся к рынкам с умерено развитой конкурентной средой.

В настоящее время в региональном разделе Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, (далее по тексту - Реестр) не состоят хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги генеральных грузов в портах.