Андрей Цыганов: ФАС уже давно перешла к риск-ориентированной модели контроля и надзора

17 марта 2015 года в Москве с участием замглавы ФАС России Андрея Цыганова состоялась конференция Российского союза промышленников и предпринимателей «Устранение административных барьеров и оптимизация государственного контроля как фактор восстановления экономического роста».

Обсудив проблемы регулирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, участники конференции поддержали внедрение риск-ориентированного подхода, который предполагает проведение проверок только в случае потенциального риска последствий нарушения бизнесом каких-либо норм.

Подход должен лечь в основу нового закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)», который разрабатывается в настоящее время на смену 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Функция по контролю и надзору в России является основной для 26 органов исполнительной власти, в том числе и для Федеральной антимонопольной службы.

Как сообщил замглавы ФАС Андрей Цыганов, российское конкурентное ведомство уже 25 лет борется с административными барьерами.

«Особенностью российского антимонопольного законодательства является то, что оно распространяется не только на действия хозсубъектов, но и органов власти. Такое есть еще только в Китае, – отметил Андрей Цыганов. – Уже в 1991 году, когда в России был принят первый антимонопольный закон, статьями 7 и 8 были запрещены действия федеральных органов исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые способны ограничить конкуренцию».




Для большинства российских чиновников, по словам замглавы ФАС, проконкурентное поведение еще не стало нормой. На представителей власти приходится около 52% нарушений антимонопольного законодательства.

«Ежегодно ФАС возбуждает около 5-6 тыс. дел в отношении органов власти и рассматривает около 25 тыс. жалоб на действия госзаказчиков, - уточнил Андрей Цыганов. – С прошлого года с целью адвокатирования конкуренции мы начали публиковать Черную книгу с худшими антиконкурентными региональными практиками и Белую книгу с лучшими конкурентными практиками. Это интернет-издание. Его можно найти на сайте ФАС», - заметил он.

Также Андрей Цыганов напомнил, что в рамках совершенствования Кодекса об административных правонарушениях ФАС предлагает предусмотреть возможность дисквалификации должностных лиц по отдельным серьезным видам правонарушений. «Заплатить штраф и остаться на своем месте – менее рискованно, чем лишиться его», - подчеркнул замглавы ведомства.

«Мы также понимаем, что сами мы не должны быть административным барьером, - продолжил он, – а наш контроль и надзор – избыточным». Работа в этом направлении ФАС проводится регулярно. За счет модернизации антимонопольного законодательства, например, удалось сократить суммарное количество ходатайств и уведомлений почти в 12 раз.

«По сути ФАС уже несколько лет использует ту самую риск-ориентированную модель, – заметил Андрей Цыганов. – Более 80% поступивших к нам ходатайств рассматриваются по быстрой системе и только незначительная их часть уходит на более детальный анализ с запросами дополнительной информации. Происходит это в том случае, если мы видим угрозу конкуренции или безопасности государства».

Также с введением института предупреждения и предостережения, продолжил он, ФАС России от наказаний постепенно стала переходить на путь предупреждения и содействия бизнесу в исправлении нарушения. С принятием четвертого антимонопольного пакета область применения этих институтов будет расширена. Кроме того, будет упразднен реестр хозсубъектов, занимающих долю свыше 35%, обязывающий предоставлять определенную статистическую информацию.




По мнению Андрея Цыганова, нарушить антимонопольное законодательство способно и малое предприятие, так как оно «может занимать доминирующее положение на локальном или региональном рынке, злоупотребить им, вступить в сговор по фиксации цен, разделу рынка, бойкоту поставщиков, потребителей или вступить в сговор на торгах». Не исключен сговор и с чиновниками для получения необоснованных преимуществ, например для победы на торгах по поставкам для госнужд. Поэтому, в антикризисном плане, который был утвержден Правительством РФ, на взгляд замглавы ФАС, дана абсолютно выверенная формулировка, предполагающая освобождение от ответственности только в случае малозначительности нарушения без отсылки к размеру компании.

Принимаются меры и по декриминализации антимонопольного законодательства. Так, с вступлением в силу поправок к 178 статье УК РФ уголовная ответственность будет предусмотрена только за самое серьезное нарушение – картели.

«Мы уверены, что все эти меры минимизируют административные барьеры», – резюмировал Андрей Цыганов.