Заседание круглого стола в прокуратуре Астраханской области

29 апреля 2015 г. в прокуратуре Астраханской области состоялось заседание круглого стола на тему: «Соблюдение законодательства о рекламе организациями, предоставляющими услуги сотовой связи».

   В заседании от Астраханского УФАС России принял участие ведущий эксперт управления Маслов Н.А., который выступил с информацией о работе антимонопольного органа по выявлению и пресечению нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и проблемах, препятствующих взаимодействию контролирующих органов с организациями, предоставляющими населению услуги сотовой связи,  по пресечению распространения незаконной рекламы посредством СМС- рассылок.

        В частности он отметил, что одной из основных трудоёмких задач Астраханского УФАС России является контроль за распространением рекламы по сетям электросвязи и пресечение нарушений ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»

     Выявление и пресечение нарушений данной статьи  управление осуществляет на основании обращений граждан (90%) и иных контролирующих и надзорных органов (10%).

   Основной сутью нарушений закона о рекламе является незаконное распространение рекламных и иных объявлений по средствам телефонной связи путём массовой СМС- рассылки.

    Распространителями рекламных сообщений путём СМС-рассылок на территории Российской Федерации являются множество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в разных городах и регионах России (95%).

     На территории Астраханской области из таких распространителей зарегистрировано и находятся всего около 5% (ООО «Телеком», ООО «Прометей» и несколько ИП, которые заключают договоры на передачу сообщений с СМС-центрами.

 

    В 2014 году Астраханским УФАС России в отношении нарушителей распространения рекламы без предварительного согласия абонента (статья 18 Закона о рекламе) было возбуждено 327 дел (комиссионных).

    За 1-й квартал 2015 года возбуждено 55 аналогичных дел.

    Из всех выявленных нарушителей 90% - это юридические лица и предприниматели, зарегистрированные за пределами Астраханской области (г. Пермь, г. Н. Новгород, г. Армавир, г. Самара и др.).  Причём, между получателем СМС-рассылки и распространителем имеется ещё целая цепочка так называемых «посредников».

      Для того, чтобы возбудить и рассмотреть дело, специалистам Астраханского УФАС необходимо направить участникам возбуждённого дела запросы для получения необходимых материалов и иной информации. И чтобы получить запрашиваемую информацию уходит 5-6 недель на почтовую пересылку, что существенно затрудняет возможность оперативного рассмотрения  дела.

       Следующей трудностью или препятствием в сборе доказательной базы для возбуждения и рассмотрения дел по статье 18 Закона о рекламе является то, что заявители (граждане) не всегда дают согласие на обработку своих персональных данных, не предоставляют соответствующих распечаток в качестве доказательств нарушения, зачастую подают жалобы лица, не знающие, что согласие на распространение рекламы давали лица, пользовавшиеся его средством связи. Все рекомендации прокуратуры Астраханской области Астраханским УФАС России исполнены.

    Судебная практика.    В суде с участием Астраханского УФАС России рассматривалось 1 дело в отношении рекламораспространителя и рекламодателя - ЗАО «КИВИ-Банк». Дело проиграли.Заявители не обращали внимание на то, что сами давали согласие на получение рекламы при оплате услуг через терминалы ЗАО «КИВИ-Банк».

     Аналогичная судебная практика сложилась в Нижегородском и Тульском УФАС России.

       Предлагается заключить соглашения о взаимодействии Астраханского УФАС России с операторами сотовой связи по оперативному выявлению и пресечению нарушений рекламного законодательства.