Заседание рабочей группы по ЖНВЛП «Об усилении контроля за ценами на лекарственные препараты».

          21 апреля 2015 года на базе Астраханского управления Росздравнадзора главный федеральный инспектор ПП Президента Российской Федерации в ЮФО по Астраханской области Стеценко А.Н. провёл заседание региональной рабочей группы по вопросу «О наличии в аптечной сети жизненно необходимых и важнейших екарственных средств в необходимом для обеспечения населения количестве и ассортименте, обоснованностью установления цен на эти лекарственные средства».

      От Астраханского УФАС России в заседании принял участие и выступал ведущий эксперт Маслов Н.А.(текст выступления прилагается).                                                                      

 

Выступление  ведущего эксперта Астраханского УФАС России

«Об усилении контроля за ценами на лекарственные препараты».

 

В целях исполнения приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 26.02.2015 №107/15 «Об усилении контроля за ценами на лекарственные препараты», Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области  преступило к ежемесячному мониторингу оптовых (закупочных) и розничных (цен реализации) ценах на указанные в приложении лекарственные средства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - ЖНВЛП,), утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год,  реализуемые через аптечные учреждения хозяйствующих субъектов.

 Астраханским УФАС России субъектам мониторинга направлены запросы о предоставлении ежемесячной информации об оптово-розничных ценах на лекарственные препараты для медицинского назначения начиная с 01.04.2015.

Субъектами мониторинга являются хозяйствующие субъекты имеющих на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами долю более 35%:

ООО «Фарм-Док» (Ахтубинский район);

ООО «БашМед» (Приволжский район);

ИП Булгакова О.В. (Енотаевский район);

ООО «Унция» (Харабалинский район);

ГП АО «Астраханские аптеки» (Камызякский район);

ГБУЗ АО «Красноярская РБ» (Красноярский район);

ИП Верблюдова Е.В. (Черноярский район);

ИП Абольянина М.М. (Володарский район);

 ИП Лежнина А.Ф. (ЗАТО Знаменск).

Срок представления информации   - 05.05.2015 г.

Нельзя сказать, что большинством субъектов данного  мониторинга восприняли эти запросы  с одобрением. Однако мы надеемся, что задние ФАС России будет выполнено в срок и в полном объёме.

Непредставление запрашиваемой для антимонопольного органа информации , согласно ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа  на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

По состоянию на 21.05.2015 г. в управление поступила запрашиваемая информация от 3-х аптечных организаций.

В рамках исполнения пунктов 2.2.-2.3 приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 26.02.2015 №107/15 «Об усилении контроля за ценами на лекарственные препараты» Астраханское УФАС России будет осуществлять по обращениям граждан и организаций, по публикациям в СМИ, по заданиям вышестоящих органов, а также по инициативе УФАС внеплановые выездные проверки вышеуказанных аптечных организаций в части соблюдения ими установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на ЖНВЛП, а именно проверки размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также в части выявления признаков злоупотребления ими доминирующим положением, а именно  установления, поддержания монопольно высоких цен на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП.

Предельные размеры оптово-розничных надбавок на ЖНВЛП установлены постановлениями Правительства Астраханской области от 27.02.2010 № 68-П и от 03.08.2010 №342-П. Они находятся в пределах  24,3% — 24,9% для розничной торговли и 11,3% - 12% для оптовой торговли.

В 2015 году в Астраханское УФАС России поступило две жалобы от граждан на завышенные цен на лекарственные препараты в аптеках «Шах» и ИП Сладкова, но в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства было отказано, ввиду того, что данные хозсубъекты не занимают доминирующего положения на рынке ЖНВЛП..

В случае поступления в УФАС информации о завышении регулируемых цен аптечными организациями, имеющими долю на рынке 35% и более или  об установлении монопольно высоких цен на препараты, не относящиеся к утверждённому Правительством РФ перечню, но, при этом,  организация входит в сеть доминирующей организации, то будут незамедлительно возбуждаться дела по п. 10 ч.1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» с соответствующими выводами и дальнейшими действиями.

Информация  о контроле со стороны Астраханского УФАС России за формированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства доводилась до населения области руководителем управления Меркуловым Н.С. посредством выступлений та региональных телеканалах «Росия-24» и ВГТРК «Лотос», а также размещена на сайте Астраханского УФАС России.