Пресс-конференция руководителя Астраханского УФАС России на тему:Поддержка малого бизнеса и создание условий для недискриминационного доступа к рынкам товаров, работ, услуг

Сегодня состоялась пресс-конференция Николая Меркулова на тему:Поддержка малого бизнеса и создание условий для недискриминационного доступа к рынкам товаров, работ, услуг.  

На пресс-конференции присутствовали представители СМИ города Астрахани. 

Астраханским УФАС России в 2015 году рассматривается значительное количество дел о нарушениях антимонопольного законодательства, совершенных органами местного самоуправления Астраханской области и повлекших ограничение конкуренции на различных товарных рынках (в том числе о нарушениях, связанных с совмещением функций данных органов и хозяйствующих субъектов).

При этом можно выделить две основные группы таких дел.

 

1. В соответствии со ст.12 и ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.

П.14 ч.1 ст.15 Закона о местном самоуправлении организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогичные положения содержит ч.2 ст.7 Федерального закона от  10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон о регулировании тарифов) тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов подлежат  государственному регулированию.

Таким образом, цены на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов государственному регулированию не подлежат.

Между тем, представительные органы отдельных муниципальных образований принимают муниципальные акты, устанавливающие тарифы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований.

Как правило, в муниципальных образованиях Астраханской области услуги по вывозу твердых бытовых отходов оказывают хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого предпринимательства.

В условиях незаконного регулирования тарифов на вывоз отходов такие субъекты лишены возможности для применения самостоятельно рассчитанных с учетом фактических расходов и необходимого уровня рентабельности тарифов, что не позволяет им вступать в ценовое соперничество между собой и создавать экономические предпосылки для повышения качества услуг, то есть, по сути, препятствует формированию собственной стратегии поведения на рынке.

Более того, регулирование не подлежащих регулированию тарифов в рассматриваемом случае является барьером для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

 

2. В сфере предоставления коммунальных услуг населению по водоснабжению и водоотведению возникла схожая ситуация.

Ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ отнесены к вопросам местного значения.

В силу п.15 ст.2 Федерального закона от 07.12.19920116 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению осуществляется юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона о водоснабжении, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из вышеизложенного следует, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия хозяйствующего субъекта по оказанию коммунальных услуг населению соответствующего муниципального образования.

Между тем, на практике органы местного самоуправления в Астраханской области (АМО «Новинский сельсовет», АМО «Новокрасинский сельсовет», АМО «Сизобугорский сельсовет», АМО «Алтынжарский сельсовет», АМО «Маковский сельсовет», АМО «Султановский сельсовет», АМО «Козловский сельсовет», АМО «Актюбинский сельсовет», АМО «Тишковский сельсовет» и т.д.), используя имеющуюся коммунальную инфраструктуру, оказывают коммунальные услуги населению и взимают с населения соответствующую плату.

Не получая доступа к указанной инфраструктуре, хозяйствующие субъекты теряют заинтересованность к сфере деятельности по оказанию населению коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

Фактически указанная экономическая деятельность органов местного самоуправления создает препятствия доступу на рынок хозяйствующих субъектов (в том числе и субъектов малого предпринимательства), что оказывает крайне негативное влияние на развитие конкуренции.

Н.Меркулов ответил на многочисленные вопросы журналистов.