Интервью телеканалу "Семь плюс" на тему: Установление разных тарифов на один и тот же товар

Установление различных тарифов на один и тот же товар-незаконно!!!

 

 

В Астраханское УФАС России от ИП  (далее – Перевозчик) поступила жалоба о нарушении ГП АО «ПАТП №3» антимонопольного законодательства путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) в виде создания дискриминационных условий для перевозчиков путем установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

При рассмотрении дела представители ГП АО «ПАТП № 3» с наличием в действиях данного Предприятия по установлению экономически, технологически и иным образом необоснованных, различных цен (тарифов) на один и тот же товар, что в свою очередь привело к дискриминации одних хозяйствующих субъектов – Перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами – Перевозчиками не согласились, пояснив, что стоимость билета пассажира напрямую зависит от вида сообщения, на котором пассажир планирует осуществить поездку, так как каждый вид сообщения предполагает определенный алгоритм действий сотрудников автовокзала, а также объем ресурсов предприятия, который задействован при обслуживании перевозчика (объекты транспортной инфраструктуры, персонал объекта, техническое обеспечение и прочие материальные составляющие).

По мнению Предприятия, установление различных цен на однородные услуги, расходы по которым зависят от вида сообщения на котором осуществляются перевозчиком перевозки, является экономически обоснованным, указанные цены и не могут быть одинаковыми для всех хозсубъектов при обслуживании пригородных, внутриобластных, межобластных и международных маршрутов.

Установление цен на услуги автовокзала в процентном соотношении не приводит и не может приводить к дискриминации одних хозяйствующих субъектов, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, так как они находятся в равном положении друг с другом в границах рынков, в зависимости от вида сообщения.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

В Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено Законом о защите конкуренции (пункт 6 часть 1 статья 10 данного закона), создание дискриминационных условий (пункт 8 часть 1 статьи 10 данного закона).

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции» дискриминационными условиями считаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Услуги автовокзала как услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, включают в себя услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.); информационные услуги (предоставление зрительной и световой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписание движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.); услуги в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.; санитарно-гигиенические услуги; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камеры хранения, услуги носильщиков и т.п.) (пункт 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта»).

Стоимость билета, реализуемого пассажиру, не оказывает влияние на качественные и количественные характеристики процесса оказания услуг автовокзала перевозчику (работу касс, информирование пассажиров, диспетчерское обслуживание транспортных средств); перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем, стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, соответственно, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие, сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала. В результате такой системы расчета платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой, тогда как комплекс фактически полученных услуг автовокзала, оказываемый различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту.

Применение ГП АО «ПАТП № 3» метода ценообразования на услуги автовокзала в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам и не свидетельствует об установлении одинаковой стоимости количественно, качественно и технологически одинаковых услуг автовокзала для всех перевозчиков, и что стоимость одинаковых услуг автовокзала для каждого перевозчика является различной.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6), создание дискриминационных условий (пункт 8).

Согласно данным ГП АО «ПАТП № 3», представленным в Астраханское УФАС России (письмо вх. № 2156 от 06.03.2015), в 2014 году, а также в 2015 году Предприятие заключило со 142 перевозчиками договоры на оказание услуг на объектах транспортной инфраструктуры по обслуживанию пассажиров, цена которых определена в процентах от выручки, получаемой от продажи билетов.

ГП АО «ПАТП № 3», оказывая Перевозчикам одинаковые услуги, определенные Договором, устанавливает для Перевозчиков экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на один и тот же товар, что, в свою очередь, приводит к дискриминации одних хозяйствующих субъектов - Перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - Перевозчиками, так как ставит их в неравное положение друг с другом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов, чем допускает нарушение пунктов 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Технологический процесс работы автовокзала определяет рациональную организацию работы билетных касс, камеры хранения ручной клади и багажа, справочной, диспетчерской и других служб, обеспечивающих обслуживание пассажиров и выполнение расписаний движения автобусов.

Автовокзалы и пассажирские автостанции, как правило, только организуют перевозку пассажиров, используя автобусы автотранспортных предприятий.

В целях взаимодействия автовокзала и перевозчиков при осуществлении перевозок пассажиров заключается договор на использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок.

Услуги автовокзала направлены на технологическое обеспечение перевозок пассажиров автотранспортом путем оказания услуг с использованием соответствующей инфраструктуры автомобильного вокзала. Перевозчики при оказании услуг перевозки пассажиров не имеют возможности заменить услуги автовокзала иным комплексом услуг.

Исходя из особенностей функционального назначения товара, услуги автовокзалов (пассажирских автостанций) не могут быть заменены в процессе потребления другими услугами.

Пассажиры имеют возможность предварительно (или непосредственно перед отправлением автобуса) приобрести билет на междугородный или пригородный рейс, воспользоваться услугами автовокзала до отправления или по прибытию автобуса к месту назначения (бытовое, санитарно-гигиеническое, информационное обслуживание пассажиров), а перевозчики имеют возможность воспользоваться услугами автовокзала (медосмотр водителей, техосмотр автобусов, диспетчерское обслуживание и другие услуги) непосредственно на территории автовокзала, автостанций или автокасс.

В связи с тем, что на территории Астраханской области услуги автовокзалов оказываются одним предприятием, то границами рынка является территория Астраханской области, по которой проходят пригородные и междугородные маршруты. Следовательно, территория, на которой покупатели (пассажиры и перевозчики) приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар (реализация билетов и другие услуги автовокзала) и не имеют такой возможности за ее пределами, совпадает с административными границами Астраханской области.

Так как ГП АО «ПАТП №3» является единственным хозсубъектом, оказывающим услуги автовокзалов (пассажирских автостанций) на территории Астраханской области, его доля на рынке услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) составляет 100 процентов.

и занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) на территории Астраханской области.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6), создание дискриминационных условий (пункт 8).

ГП АО «ПАТП № 3», оказывая Перевозчикам одинаковые услуги, определенные Договором, устанавливает для Перевозчиков экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на один и тот же товар, что, в свою очередь, приводит к дискриминации одних хозяйствующих субъектов - Перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - Перевозчиками, так как ставит их в неравное положение друг с другом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов, чем допускает нарушение пунктов 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, имеются все основания для квалификации указанных действий ГП АО «ПАТП №3» по пункту 6 и пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Совершенные ГП АО «ПАТП №3» действия по установлению экономически, технологически и иным образом необоснованных, различных цен (тарифов) на услуги автовокзалов (пассажирских автостанций) не направлены на получение потребителями каких-либо преимуществ.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

Сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения ГП АО «ПАТП №3» антимонопольного законодательства у Комиссии на момент вынесения решения отсутствовали.

Комиссия решила:

1.    Признать Государственное предприятие Астраханской области «Пассажирское Автотранспортное предприятие №3» нарушившим пункт 6 и пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) на территории Астраханской области, выразившегося в установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных, различных цен (тарифов) на один и тот же товар, что в свою очередь привело к дискриминации одних хозяйствующих субъектов – Перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - Перевозчиками.

2.    Выдать Государственному предприятию Астраханской области «Пассажирское Автотранспортное предприятие №3» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием:

2.1.  не устанавливать стоимость услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) для хозяйствующих субъектов – Перевозчиков в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов;

2.2.  в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения настоящего предписания представить в адрес Астраханского УФАС России на согласование расчеты стоимости услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) для хозяйствующих субъектов – Перевозчиков для каждого автовокзала (пассажирских автостанций) ГП АО «ПАТП №3»;

2.3.  в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента утверждения Астраханским УФАС России стоимости услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) для хозяйствующих субъектов – Перевозчиков довести до Перевозчиков информацию об изменении стоимости услуг автовокзалов (пассажирских автостанций);

2.4.  в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента исполнения пункта 2.3 настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы.