Семинар по вопросам ЖКХ и законодательства о защите прав потребителей

Сегодня заместитель руководителя Управления Павел Потылицын выступил на семинаре в администрации Губернатора Астраханской области с докладом:

-Учитывая значительный рост числа обращений, поступающих в Астраханское УФАС России по  вопросам ЖКХ и законодательства о защите прав потребителей, внимание глав муниципальных образований было обращено на следующее.

Как известно, 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения ЖК РФ, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.

При этом новой редакцией статьи 20 ЖК РФ было не только введено понятие государственного жилищного надзора, но и установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор, общее определение которого приведено в свою очередь в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В этой связи органами государственного жилищного надзора организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (см. части 4 - 6 статьи 20 ЖК РФ).

Служба жилищного надзора Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Астраханской области в пределах установленной компетенции.

Соответственно федеральный государственный надзор в области антимонопольного законодательства, предусматривающий согласно положениям пункта 11 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ проведение проверок, не подразумевает проверку соблюдения (в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства (часть 2 статьи 5 ЖК РФ), в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами ФАС России как возможное основание для реализации своих функций.

 

Согласно части 1 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАС России переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства за исключением функции в сфере защиты прав потребителей, которая передана Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. N 14185/10 следует, что в компетенцию антимонопольного органа не входит  рассмотрение жалоб на нарушение прав потребителей, при отсутствии действий, влекущих недопущение, ограничение, устранение конкуренции или нарушающих законодательство о естественных монополиях.

 

Так же внимание глав муниципальных образований было обращено на требования к содержанию обращений граждан в антимонопольный орган.

Обращения граждан по общему правилу рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Данный закон не требует обязательного приложения к заявлению в подтверждение своих доводов документов и материалов.

Обращения же граждан на нарушение антимонопольного законодательства  подлежат рассмотрению в порядке, установленном  Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ. В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона 135-ФЗ, в случае отсутствия в заявлении или материалах о нарушении антимонопольного законодательства, подаваемых в антимонопольный орган, документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства и неуказания в них причин невозможности их представления, а также предполагаемого лица или органа, у которых документы могут быть получены, антимонопольный орган оставляет без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

Несоблюдение вышеуказанных особенностей может привести к затягиванию сроков рассмотрения обращений граждан, излишней переписке между надзорными органами. В связи с изложенным, по результатам семинара-совещания главам муниципальных образований было рекомендовано при работе с обращениями граждан учитывать особенности требований антимонопольного законодательства к обращениям граждан, направляемым в антимонопольный орган.