Заседание ОКС на тему: «О состоянии конкуренции и проблемах в рыбной отрасли Астраханской области».

Сегодня в Астраханском УФАС россии состоялось заседание ОКС.

Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл заседание Совета. Он объявил состав  ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку..

Он отметил, что в настоящее время мы являемся свидетелями значительных изменений федерального законодательства в области рыболовства.  Это новая редакция Закона «Об аквакультуре» с изменениями от июля 2013 г. №148-ФЗ, изменения в «Водный кодекс РФ» от 03.06.06 № 74-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 № 602 «О внесении поправок в Правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов»,  Постановление Правительства РФ от 15.05.2014 № 450 «Об утверждении Правил организации и проведения торгов на право заключения договора пользования рыбоводными участками» и др.

       На днях Президент Российской Федерации В.В. Путин провёл заседание Президиума Госсовета по рыбопромышленному комплексу, на котором обозначил проблемные вопросы, возникшие в рыбной отрасли. Это дефицит, низкое качество и высокая стоимость рыбной продукции, падение уровня отечественных рыбоперерабатывающих предприятий, угрожающий износ рыбодобывающего флота, низкий уровень инвестирования рыбной отрасли, а также серьёзные недостатки в области правового регулирования между участниками рыбной отрасли.

       В работе заседания принимал участие руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев, который указал на основные препятствия, тормозящие развитие  рыбной отрасли в стране и какие необходимо принять меры для выхода из кризисного положения, сложившегося в рыбной отрасли, А это прежде всего:

-                    единообразие договоров  аренды рыбодобывающего флота;

-                    избавление от рантье;

-                    создание альтернативы «Рофсервису» и строительство новых рефрижераторных судов;

-                    борьба с картелями в рыбной отрасли;

-                    развитие биржевой торговли;

-                    упорядочение и прозрачность движения квот и др.

.Основным  смыслом предложений руководителя ФАС России было создание прозрачных, равноправных конкурентных условий для участников рынков разведения, добычи, переработки и реализации рыбы и рыбной продукции.

      На сегодняшнем заседании нам необходимо обсудить ситуацию, сложившуюся в регионе на рынке добычи и переработки водных биоресурсов, состояние конкуренции и выработать предложения в законодательные органы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность  предприятий рыбной отрасли с учётом наших региональных условий хозяйствования.

   С  докладом по повестке заседания выступил начальник отдела контроля в сфере госзакупок  и антимонопольного контроля органов власти Литвинов М.В.

 

            Основные тезисы выступления Литвинов М.В.

               

 Уважаемые члены Совета! В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловые участки предоставляются по результатам конкурса (часть 3 статьи 33.3). При этом органам власти при предоставлении рыбопромысловых участков запрещается совершать действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним лицам по сравнению с другими лицами (часть 2 статьи 14.1).

Иными словами, при предоставлении рыбопромысловых участков должна обеспечиваться конкуренция между участниками конкурса.

В этой связи полномочия по контролю за правильностью проведения процедур конкурсов возложены на антимонопольные органы.

В 2014 году в УФАС по АО было рассмотрено 11 жалоб на действия организатора конкурсов – Агентства по рыболовству и рыбоводству АО.

В 5 случаях были выявлены факты нарушения процедуры проведения конкурса, влекущие неправильное определение победителя, ввиду чего во всех этих случаях были выданы предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения конкурсов.

Анализ данной практики показывает, что все нарушения выразились в незаконном отказе заявителям в участии в конкурсе либо в незаконном допуске их к проведению конкурса, что, в свою очередь, связано с ненадлежащей оценкой документов, представленных в составе заявок на участие в конкурсе.

Так, к примеру, ненадлежащим образом оценивались документы, подтверждающие среднюю численность работников, работающих у заявителя последние  4 года, предшествующие году проведения конкурса, а также документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (случаи, когда заявителем предоставляются документы на производственные объекты, которые фактически находятся на территории муниципального образования, не прилегающего к территории муниципального образования, на котором находится рыбопромысловый участок, что не проверяется должным образом комиссией организатора конкурса).

Что касается 2015 года, то на действия организатора конкурса – Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности АО поступило 5 жалоб, признанные УФАС по АО необоснованными.

 

    Далее в качестве содокладчика выступил Маркин А.В - Президент некоммерческой организации Союза рыболовецких и рыбоперерабатывающих предприятий «Каспрыба».

       В своём выступлении Маккин А.В. остановился на проблемах, с которыми сталкиваются рыбники при получении квот  на вылов биоресурсов, при получении рыбопромысловых участков, на недобросовестную конкуренцию отдельных субъектов рыбодобычи в борьбе за рыбопромысловые участки, за дополнительные квоты, на манипуляцию с квотами. Он также критиковал местное агентство по рыболовству и рыбоводству за нарушение Правил организации и проведения конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловрго участка для промышленного рыболовства, за необоснованную, на его взгляд, медлительность при выставлении на конкурс новых РПУ, о чём свидетельствует ряд жалоб рыбохозяйствующих субъектов в УФАС, которое всегда принципиально и своевременно их рассматривало и принимало справедливые решения в соответствии с антимоноольным законодательством. Затем Маркин А.В. остановился на нарушениях некоторыми рыбодобывающими коллективами правил рыболовства, которые необходимо корректировать, на слабый контроль со стороны органов рыбоохраны и правоохранительных органов, на необходимость скорейшего принятия нового порядка спортивного и любительского рыболовства, а также придания рыбопромышленным зонам особого статуса.

 

Выступили: Дрыгин.Б.А., Маркин А.В. , Меркулов Н.С.,,  Маслов Н.А., Романов А.А., Руденко Н.И., Тужилкин Ю.Г.                                                                                                   

                                                          Р Е Ш И Л И:                    

 

1.  Информацию  начальника отдела контроля в сфере госзакупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России Литвинова М.В. И содокладчика Маркина А.В. принять к сведению.

 

 2.   Участникам заседания ОКС подготовить и направить в Астраханское УФАС России предложения по изменению и дополнению федерального законодательства о рыболовстве и рыбоводству для обобщения. и направления в ФАС России.

                       Отв.  Дрыгин.Б.А., Маркин А.В.,  Романов А.А., Руденко Н.И.,                                    Тужилкин Ю.Г.

                       Срок: до 01.11.2015 г.

 

 3.  Астраханскому УФАС России обобщить полученные предложения по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство о рыболовстве и рыбоводству  и направить ФАС России для рассмотрения.

                        Отв. Маслов Н.А.

                        Срок: до 10.11.2015 г.

 

 4.     Астраханскому УФАС России копию протокола заседания ОКС направить в министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области для сведения.            

                        Отв. Маслов Н.А.

                        Срок: до 10.11.2015 г.