Интервью телеканалу "Семь плюс" на тему: "Реклама стимулирующих мероприятий"

Реклама стимулирующих мероприятий. Будьте бдительны.

 

Рекламные акции, скидки и конкурсы – наверное, самый популярный маркетинговый инструмент, который не использует только ленивый. Казалось бы, в том, чтобы сочинить рекламную акцию, нет ничего сложного, однако, увлекшись красотой слоганов, предприниматели нередко забывают о требованиях закона.-рассказал руководитель Управления корреспонденту "Семь плюс"

Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара или услуги.  Иначе говоря, в правилах и условиях проведения этих мероприятий присутствует причина, побуждающая человека поучаствовать. Чаще всего это возможность получить материальное благо при приобретении определенного товара.

Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

Стимулирующими мероприятиями в смысле настоящей статьи являются лотереи, конкурсы и игры. В соответствии с Федеральным законом "О лотереях" от 17 октября 2003 года, лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (на остальные виды лотереи настоящая статья не распространяется). Конкурс представляет собой состязание для получения награды, назначенной премии, денежной выгоды или суммы. В соответствии с положениями главы 57 ГК РФ награда обещается за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса будет признан его победителем. Игра - это любой способ определения победителя из лиц, принимающих участие в мероприятии, по установленным правилами.

Объединяет эти предприятия признак стимулирования. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять участие. Как правило, это возможность заполучить какое-нибудь материальное благо, поощрение. Если участие в непосредственном розыгрыше не предполагает предварительного приобретения товара, то на рекламу такой лотереи, игры или конкурса правила настоящей статьи не распространяются.

Совмещение же процесса продажи с конкурсными стимулирующими условиями позволяют повысить их внимание к товару во время проведения конкурса. Поэтому если для того, чтоб стать претендентом на приз, предлагается купить вещь (закон не говорит, о пользовании услугой, однако ситуация от смены предмета сделки не должна меняться), реклама подвергается ограничениям.

Во-первых, в ней необходимо указывать сроки проведения стимулирующего мероприятия. Как правило, рекламная акция стартует гораздо раньше рекламируемого мероприятия. А иногда продолжается и после него (по ошибке или в связи с преждевременным окончанием мероприятия по непредвиденным, техническим причинам). Поэтому, чтоб потребитель информации не вводился в заблуждение, из рекламы должно следовать, в какой день оно начнется и до какого момента будет длиться. Отсутствие указания на один из временных ограничителей может быть рассмотрено как нарушение правил распространения рекламы стимулирующих мероприятий.

Во-вторых, в рекламе должна быть ссылка на источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. То есть необходимо сообщить, где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.

Организатором стимулирующего мероприятия может выступать юридическое лицо, получившее право на его проведение (если обязанность получения лицензии предусмотрена законом), государственное или муниципальное образование. Организатор проводит мероприятие непосредственно или через оператора, но несет ответственность самостоятельно перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту). Информация об организаторе необходима как сведения о лице, обязанном по заключаемому договору.

Следующая обязательная информация, источник которой должен быть раскрыт в рекламе - о правилах стимулирующего мероприятия - совокупность норм, которые устанавливают права и обязанности участников, регулируют ход мероприятия, критерии оценки победителя и иные условия, которые необходимо соблюдать, вступая в состязательный процесс. Непредоставление информации о правилах ограничивает права возможных участников, не позволяет правильно оценить свои силы и ориентироваться в происходящем вокруг. Если лицо не ознакомилось с правилами по своей инициативе, это его выбор и решение. Организатор и рекламодатель обязаны обеспечить неограниченному количеству лиц, которые могут попасть в число призеров, равные права и возможности для полноценного участия в соревновании.

В рекламе должно быть сообщено о том, где узнать, сколько человек могут рассчитывать на получение призов. Масштабы мероприятия, затраты на участие в нем в идеале должны соответствовать шансам на удачу. По крайней мере, участники должны быть поставлены в известность об этих цифрах, чтоб самим их оценить. Кроме того, называние определенного числа призов в приглашающих слоганах служит гарантией того, что не менее заявленного количества их можно будет потребовать от организатора в случае возникновения равноправных претендентов на выигрыш.

Праву потребителя участвовать в розыгрыше корреспондирует обязанность организатора допустить выполнившего все условия человека к игре. Праву выиграть - обязанность признать победителем достигшего требуемых результатов. Факт победы предполагает право забрать приз и обязанность организатора его отдать по требованию победителя. Отсутствие информации о месте и времени получения выигрыша является препятствием к осуществлению законных прав потребителя, отказ от надлежащего исполнения своих обязательств по договору организатором. Поэтому закон прямо требует обеспечения потребителей информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей. В рекламе должен быть указан источник информации о сроках, месте и порядке получения (например, что должен предъявить призер, какие документы заполнить) призов и выигрышей.

 

Какое наказание грозит нарушителям

В случае нарушения Закона «О рекламе», касающегося стимулирующих мероприятий, рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность, в  частности, им грозят штрафы от 100 000  до 500 000 руб. А вот если нарушение законодательства произошло по вине рекламопроизводителя (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму), то штраф в таком же размере грозит уже ему.