ФАС проверит регионы, в которых тарифы на передачу электроэнергии выше или ниже допустимых

Это заявил 3 марта 2016 г. заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Виталий Королев на семинаре «Реализация полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуг».

Также он сообщил, что тарифы на передачу электроэнергии утверждены во всех регионах, за исключением Чечни, но ФАС России известно, что работа в Республике ведется и тарифы будут в ближайшее время установлены.

В целом выступление замглавы ФАС было посвящено тем мерам, которые антимонопольная служба разработала для повышения качества тарифного регулирования в стране.

Так, в первую очередь ФАС России предлагает внедрить методы нормирования и эталонных (типовых) затрат.

«Это те два крупных момента, которые сопутствуют любому осуществлению бенчмаркинга, - отметил Виталий Королев. – Нормировать в первую очередь нужно основные статьи затрат компаний – численность персонала, арендные платежи, производительность труда, командировочные расходы, эксплуатационные расходы. Это позволит реализовать единый подход к регулированию совершенно разных компаний, которые осуществляют свою деятельность с использованием стандартизированного оборудования. В таком случае не нужно будет каждый раз анализировать расходы десятка тысяч компаний. При расчете тарифов можно будет отталкиваться от того, какой вид деятельности компания осуществляет, с каким оборудованием работает».

Следующее предложение ФАС России – усовершенствовать подходы к порядку согласования инвестпрограмм и наладить контроль за их исполнением, так как мониторинг плановых фактических расходов по инвестиционным программам выявил низкое качество инвестиционного планирования.

«Самый большой показатель отклонения плана от факта мы обнаружили в теплоснабжении – 92%. На втором месте – водоснабжение и водоотведение (по 88%), - рассказал Виталий Королев. – Планируют компании очень много, а тратят значительно меньше. Лучше всех планируют в электроэнергетике – тратят почти всё, что запланировали».

Проблемой, по словам Виталия Королева, является то, что планирование происходит исходя из возможности финансирования тарифа, а не от реальной необходимости для потребителей. Кроме того, у компаний отсутствуют стимулы к повышению эффективности. «Что не потратил, то будет исключено из тарифа, поэтому лучше тратить больше – нет смысла экономить. Именно такой логикой руководствуются компании», - отметил замглавы ФАС.

Для совершенствования подходов по утверждению и контролю инвестиционных программ ФАС России предлагает ввести процедуры согласования инвестиционных программ с антимонопольным органом на Правлении ФАС России. В процессе согласования, по мнению антимонопольной службы, должны участвовать представители потребителя (общественных организаций), чтобы обеспечить состязательность процесса. В случае неисполнения инвестиционных мероприятий ФАС России предлагает принимать санкции – снижать тариф, в том числе в течение периода регулирования.

«Наша задача сделать так, чтобы убыточных проектов не строилось, - заявил Виталий Королев, - и чтобы потребители от каждого из них ощущали положительный эффект».

Для стимулирования регулируемых организаций к эффективной работе ФАС России предлагает сохранить экономию, если она сформировалась за счет повышения эффективности работы компаний, когда затраты сформировались ниже эталонных. Эти средства могут быть направлены на дополнительные инвестиции, а часть их - на увеличение нормы прибыли, премирование и иное поощрение. Но если компания работает неэффективно, убыточна – ни о каком премировании или повышении зарплат не должно идти речи. Здесь нужно ставить вопрос о качестве работы менеджмента.

Реализация всех этих мер, по словам Виталия Королева, должна способствовать переходу от прежней тарифной парадигмы, использующей понятие «необходимой валовой выручки», к понятию цена (тариф) как единицы денег на единицу поставленного товара или оказываемой услуги.

«В результате потребители должны получить снижение тарифов, а регулируемые организации – стимулы для повышения эффективности и снижения издержек с сохранением экономии в течение долгосрочного периода регулирования», - подытожил замглавы ФАС.

На данный момент антимонопольной службе удалось реализовать подход «рост тарифов ниже инфляции», что позволило сдержать существенный рост тарифов. На газ в 2016 году повышение составило всего 2% (15% от уровня инфляции), на электроэнергетику и РЖД – 7,5% (59% от уровня инфляции), услуги по транспортировке нефти – 5,76% (45% от уровня инфляции).

Более подробно об особенностях тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и ЖКХ можно узнать из презентации.