Телепередача: "Навязывание невыгодных условий договора энергоснабжения собственникам"

28 июня руководить Управления Николай Меркулов в прямом эфире телерадиокомпании "Лотос" рассказал телезрителям , что  ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключило с ООО «Астраханский расчётный центр» договор № 54-1/14 по начислению платы, по приему от собственников и нанимателей жилых помещений в многквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах и потребителей, приравненых к населению, за коммунальную услугу «электроснабжение» и информационном обмене (далее — Договор).

В силу пункта 3.2.6 Договора агент обязан организовывать обеспечение приема платежей от потребителей по выставленным им счетам, перечисление на расчётный счёт принципала, поступивших на счёт агента от потребителей платежей за коммунальную услугу «электроснабжение».

Денежные средства, полученные агентом, перечисляются принципалу не позднее  трех банковских дней с момента поступления на расчётный счёт агента.

Таким образом, собственники жилых помещений многоквартирных домов и жилых домов с января 2015 года получают платежные документы для внесения платы за коммунальную услугу по энергоснабжению, в которых указано, что оплату за предоставленную ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» коммунальную услугу по энергоснабжению необходимо перечислять на расчетный счет ООО «Астраханский расчётный центр».

Изложенное свидетельствует о том, что в платежных документах потребителей, которые не желают вносить плату на расчетный счет ООО «Астраханский расчётный центр», в последующем будет указывается задолженность по данной услуге перед ООО «Астраханский расчётный центр».

Управление считает, что ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «Астраханский расчётный центр» нарушают действующее законодательство.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

При этом в силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и договоренность в устной форме.

Таким образом, пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен вышеназванный запрет, во-первых, в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на разных товарных рынках (не между конкурентами), которым взаимовыгоден итог такого соглашения; во-вторых, данная норма не указывает, в пользу кого может быть предъявлено необоснованное требование передачи контрагентом финансовых средств или иного имущества; в-третьих, такое требование должно противоречить закону или условиям заключённого договора с контрагентом. Ограничение же конкуренции происходит именно на том товарном рынке, на котором существуют гражданские отношения между одним из хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении, и его контрагентом (потребителем товара), которому должны впоследствии навязываться невыгодные условия договора (к тому же не любые условия договора, а только условия финансового и имущественного характера). При этом реализация такого соглашения может производиться непосредственно как всеми участниками соглашения, так и одним из его участников, при бездействии остальных.

Астраханским УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае навязывание собственникам (нанимателям) помещений домов невыгодных условий, происходит именно на рынке поставки электрической энергии, на котором действует ПАО «Астраханская энергосбытовая компания».

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления). Порядок внесения платы определен в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Пунктом 1 Правил № 354 установлено, что данные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля, качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 Правил № 354 в смысле понятий, используемых в настоящих Правилах, «потребитель» – это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан, в том числе: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

Пунктом 67 Правил № 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Пунктом 69 Правил № 354 установлено требование к оформлению платежного документа и перечислена информации, которая подлежит указанию в платежных документах.

Согласно пункту 32 Правил № 354 исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, – уплаты неустоек (штрафов, пеней); приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов; привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.

В соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил № 354.

Изложенное свидетельствует о том, что в расчётах собственников помещений многоквартирных домов, за оказанные ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» услуги энергоснабжения могут принимать участие привлечённые поставщиком услуг платёжные агенты и банковские платёжные агенты.

Из пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-Ф3) следует, что платежный агент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ положения данного закона не применяются к отношениям, связанным деятельностью по проведению расчетов: 1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов; 3) в пользу иностранных юридических лиц; 4) осуществляемых в безналичном порядке; 5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно части 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона № 103-Ф3 платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Частью 4 статьи 8 Закона № 103-Ф3 установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

Из вышеизложенного следует, что, поскольку платёжные агенты и банковские платёжные агенты не являются стороной договорных отношений между поставщиком коммунальной услуги и собственниками помещений по оказанию энергоснабжения, такие агенты не вправе требовать перечисления денежных средств за такую услугу на свой расчётный счёт. Данные агенты должны использовать в таких расчётах исключительно специальные банковские счета, с которых поступившие денежные средства от плательщиков должны быть перечислены в течение одного банковского дня без дополнительного поручения плательщика непосредственно поставщику коммунальной услуги.

Как следует из Договора, между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «Астраханский расчётный центр» достигнута договорённость, согласно которой последний вправе требовать от собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирных домов и жилых домов г. Астрахани, перечисление на свой расчетный счет, не являющийся специальным банковским счётом, плату за энергоснабжение, оказанное ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», в том числе от своего имени требовать такую плату в судебном порядке.

Пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

В статье 12 Закона о защите конкуренции определены признаки допустимости вертикального соглашения а именно:

1. Допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

2. Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, не превышает двадцать процентов.

Как определено в части 1 статьи 1027 Гражданского Кодекса, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Как было указано выше, 10.12.2014г. ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключило с ООО «Астраханский расчётный центр» договор № 54-1/14 по начислению платы, приему от собственников и нанимателей жилых помещений в многквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах и потребителей, приравненых к населению, за коммунальную услугу «электроснабжение» и информационном обмене (далее — Договор).

В силу пункта 3.2.6 Договора агент обязан организовывать обеспечение приема платежей от потребителей по выставленным им счетам, перечисление на расчётный счёт принципала, поступивших на счёт агента от потребителей платежей за коммунальную услугу «электроснабжение».

Денежные средства, полученные агентом, перечисляются принципалу не позднее  трех банковских дней с момента поступления на расчётный счёт агента.

Изложенное свидетельствует о том, что Договор не содержит признаков договора коммерческой концессии, определенных в части 1 статьи 1027 Гражданского Кодекса.

Целью проведения анализа розничного рынка электроэнергии является анализ состояния конкуренции на указанном рынке.

Временной интервал исследуемого товарного рынка – 2015 год.

Продуктовые границы исследуемого рынка.

По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) розничному рынку электроэнергии соответствует код 35.14 «Торговля электроэнергией» (Раздел “D” « Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха»

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.03 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), розничные рынки электрической энергии – это сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. В свою очередь, оптовый рынок электрической энергии (мощности) – это сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом об электроэнергетике.

В соответствии с Правилами №442, субъекты розничных рынков -  участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Субъектами розничных рынков являются:

потребители;

исполнители коммунальной услуги;

гарантирующие поставщики;

энергосбытовые, энергоснабжающие организации;

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

сетевые организации;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

Исходя из целей анализа, исследуется деятельность следующих субъектов розничного рынка электроэнергии: гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Географические границы.

Приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 (ред. от 17.09.2007) № 51-О статус гарантирующего поставщика присвоен ПАО «Астраханская энергосбытовая компания». В соответствии с Постановлением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 02.02.2012 № 4-П «О границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» зона деятельности  гарантирующего поставщика ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" определена административными границами Астраханской области, включая город Астрахань и все районы Астраханской области, за исключением зоны в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО "РЖД" на территории Астраханской области и зоны в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и расположенных на территории Астраханской области".

Приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 52-О статус гарантирующего поставщика присвоен ООО "Русэнергосбыт", а также определена зона деятельности гарантирующего поставщика: в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО "РЖД" (начиная с вводов ПС "Тяговая-1" и ПС "Тяговая-2").

ООО «Русэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии на территории следующих субъектов Российской Федерации:

Алтайский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Забайкальский Край, Иркутская область, Ивановская область, Курская область, Курганская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Калининградская область, Липецкая область, Ленинградская область, город Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Орловская область, Омская область, Оренбургская область, Приморский край, Пензенская область, Пермский край, Республика Бурятия, Республика Чувашия, Республика Хакасия, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Коми, Республика Дагестан, Республика Кабардино-Балкария, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Марий-Эл, Рязанская область, Ростовская область, город Санкт-Петербург, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Свердловская область, Ставропольский Край, Томская область, Тамбовская область, Тюменская область, Тверская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Челябинская область, Ярославская область (по состоянию на 01.01.2013).

Постановлением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 24.06.2011 № 15-П статус гарантирующего поставщика присвоен ОАО "Оборонэнергосбыт", а также определена зона деятельности гарантирующего поставщика: в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и расположенных на территории Астраханской области.

ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии на территории всех 83 субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.12.2012г. № 773/12 географическими границами розничного рынка поставки электрической энергии является территория Астраханской области.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

На территории Астраханской области осуществляют деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности) следующие хозяйствующие субъекты:

- ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» (414000, г.Астрахань, ул.Дж.Рида, д.3), являющееся гарантирующим поставщиком;

- ОАО «Межрегионэнергосбыт» (119526, г.Москва, пр-т Вернадского, д.101, корп.3), являющееся энергосбытовой компанией, осуществляет свою деятельность на территории Астраханской области, в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»;

- ОАО «Мосгорэнерго» (125581, г.Москва, ул.Лавочкина, д.34), являющееся энергосбытовой компанией, осуществляет свою деятельность на территории Астраханской области, в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»;

- ООО «Русэнергосбыт» (105066, г.Москва, ул.Ольховская, д.27, стр.3), являющееся гарантирующим поставщиком;

- ОАО «Оборонэнергосбыт» (119160, г.Москва, ул. Знаменка, д.19), являющееся гарантирующим поставщиком;

- ОАО «ТЭЦ-Северная» (414042, г.Астрахань, ул.Мосина, д.1), реализующее в розницу электроэнергию собственного производства потребителям на территории, прилегающей к ТЭЦ. ОАО «ТЭЦ- Северная» не имеет собственных электрических сетей. ОАО «ТЭЦ- Северная» на 2015 год было заключено 33 договора на поставку (отпуск) и потребление электрической энергии с хозяйствующими субъектами различных форм собственности и 1 договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком ПАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке:

 

 

 

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование товара, работ, услуг

Объем поставки, тыс.кВтч

Доля ХС, %

Географические границы товарного рынка

1. Гарантирую-щий поставщик №1: ПАО «Астраханская энергосбытовая компания»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

3 029 560,990

78,97

Астраханская область, включая город Астрахань и все районы Астраханской области, за исключением зоны в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО "РЖД" на территории Астраханской области и зоны в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и расположенных на территории Астраханской области."

2. Энергосбыто-вая организация:

ОАО «ТЭЦ-Северная»

Продажа потребителям по их сетям произведенной электрической энергии

5 873,702

0,15

Прилегающая к ОАО «ТЭЦ-Северная» территория в Трусовском районе г.Астрахани (пром-зона на территории бывшего комбината АЦКК по адресу: ул. Мосина, д.1) по границе балан-совой принадлежности эл./сетей потребителей электроэнергии:

ОАО ГК «Армада», ООО ПКФ «Био-Корм», ЧП Мухин А.А. (цех по производству туалетной бумаги), ООО «АФТУ», ООО «Мабиком», ООО «Балластный трубопроводы «СВАП»» и проч.

3. Энергосбыто-вая организация:

ОАО «Межрегионэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

797 466,5

20,79

Астраханская область, включая город Астрахань и все районы Астраханской области, за исключением зоны в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО "РЖД" на территории Астраханской области и зоны в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и расположенных на территории Астраханской области."

4. Энергосбыто-вая организация:

ОАО «Мосгорэнерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

3 341,723

0,09

Астраханская область, включая город Астрахань и все районы Астраханской области, за исключением зоны в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО "РЖД" на территории Астраханской области и зоны в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и расположенных на территории Астраханской области.".

Всего:

 

3 836 242,915

100

 

1. Гарантирую-щий поставщик №2: ООО «Русэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

43320,620

100

В границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО «РЖД»

1. Гарантирую-щий поставщик №3: ОАО «Оборонэнерго-сбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

31 259,0

100

В границах балансовой принад-лежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства оборо-ны Российской Федерации и расположенных на территории Астраханской области

Всего по Астраханской области:

3 910 822,535

 

 

В результате проведения анализа рынка оказания услуг поставки электрической энергии было установлено доминирующее положение у ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» на указанном рынке.

Таким образом, соглашение, достигнутое между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключило с ООО «Астраханский расчётный центр», не содержит признаков допустимости вертикального соглашения.

На основании изложенного комиссия Астраханского УФАС России пришла к выводу о том, что навязывание потребителям требований о перечислении денежных средств за оказанные гарантирующим поставщиком коммунальные услуги на расчетный счет ООО «Астраханский расчётный центр» (фактический отказ ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке услуг поставки электрической энергии и допуск к осуществлению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что привело к изменению общих условий обращения товара на товарном рынке) противоречит положениям пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.