• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Пресс-конференция руководителя Астраханского УФАС России. Тема: «За-вышение цен на медицинское освидетельствование-нарушение закона!»

25 января 2017 года Арбитражный суд Астраханской области подтвердил законность и обоснованность решения и предписания Комиссии Астраханского УФАС России в отношении ГБУЗ «Областная психиатрическая больница»

 

Напомним, В Астраханское УФАС России поступили заявления охранных агентств  о нарушении ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» антимонопольного законодательства, в части установления цен на услуги, оказываемые врачом психиатром.

По результатам рассмотрения названных заявлений Астраханским УФАС России в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Областная клиническая психиатрическая больница»  в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Руководителя Управления от 11.12.2015 № 621-П возбужденно дело № 125-К-03-15 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссия в ходе рассмотрения дела установила следующее.

Хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, - ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» осуществляет деятельность по проведению медицинского освидетельствования врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, а также  осуществляет проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

Согласно пункту 3, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 "Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (в ред. от 15.04.2013) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) перечисленные в "Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", утвержденном этим же Постановлением Правительства РФ. В указанный Перечень входят, в том числе, услуги по:

-психиатрическому освидетельствованию.- медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

ГБУЗ АО «ОКПБ» имеет лицензию на осуществление вышеуказанной медицинской деятельности  № ЛО30-01 001037 от 02.07.2014 г.

Письмом от 04.09.2016 №03/8221 Астраханское УФАС России запросило у ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» копию правового акта (прейскурант, приказ, распоряжение и т. п.), которым установлена стоимость услуги медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием , оказываемой ГБУЗ АО "ОКПБ".

Согласно пункту 1.6 прейскуранта на платные медицинские услуги, оказываемые в ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», утвержденного приказом главного врача ГБУЗ АО «ОКПБ» от 29.01.2015 №66 (далее Прейскурант), стоимость услуги «Осмотр врачом-психиатром с выдачей медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для занятия профессиональной деятельностью по психическому  состоянию» составляет 369 рублей.

В соответствии с пунктом 2.11 Прейскуранта стоимость услуги «Освидетельствование врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия» составляет 1268 рублей.

Согласно пункту 2.5 Прейскуранта стоимость процедуры «Электроэнцефалография» составляет 852 рубля.

В соответствии с пунктом 4 абзаца 2 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об охранной деятельности), лица не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Правил выдачи и продления органами внутренних дел срока действия удостоверения частного охранника, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, для получения удостоверения гражданин представляет в орган внутренних дел по месту жительства либо по месту нахождения охранной организации медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России).

Указанная форма Минздравом России до настоящего времени не утверждена.

В связи с этим, МВД России, как орган уполномоченный выдавать такие удостоверения, Приказом от 29 сентября 2011 г. № 1039 утвердило административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника.

Согласно части 9  административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника для получения удостоверения частного охранника гражданин Российской Федерации лично представляет в орган внутренних дел по месту жительства медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме №046-1, установленной Приказом Минздрава России от 11 сентября 2000 г. № 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2000 г.), с момента выдачи которой прошло не более одного года.

Видами медицинского освидетельствования являются:

1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетельствование;

3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5)иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

   Согласно п. 3.5 Порядка № 220, функциональным назначением медицинского  освидетельствования лиц является   выявление психических расстройств, заболеваний и факторов риска их развития, наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.

Одной из наиболее существенных характеристик услуги по медицинскому  освидетельствованию является получение заключения врача психиатра. 

Согласно п.  3.6  и 3.7  Порядка № 220, определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями согласно пункту 1 Перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 № 300 являются противопоказанием  исполнению обязанностей частного охранника.

Согласно нормам  размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг  в настоящее время может быть установлен только федеральными органами исполнительной власти.

Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 57-АПГ13-7.

Приказ Минздрава России № 344 разработан в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150 «Об оружии» (далее — Закон об оружии), согласно статье 13 которого осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 19.01.2016 № СП/1922/16, применение Приказа Минздрава России № 344 возможно в том объеме и с учетом условий, которые не противоречат и не расширяют требования Закона об охранной деятельности. Исходя из изложенного, с учетом того, что Законом об охранной деятельности не установлено обязанности получения соответствующего медицинского заключения только в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации, предъявление такого требования к лицам, обратившимся с заявлением о получении (продлении) удостоверения частного охранника, по мнению ФАС России неправомерно.

Поскольку услуги медицинского освидетельствования врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника и  услуги медицинского освидетельствования врачом психиатром  на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием оказывает разный круг продавцов, данные услуги не взаимозаменяемы.

Услуги медицинского освидетельствования врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника в целях получения удостоверения невозможно заменить на услуги  ежегодного медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний препятствующих  к исполнению обязанностей частного охранника, потому что стоимость услуги в первом случае регулируется федеральными органами исполнительной власти, а во втором случае не регулируется.

 Следовательно, услуг потенциально являющихся взаимозаменяемыми с данной услугой не выявлено.

Состав клинико-экспертных комиссий, осуществляющих медицинское освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, определяется в соответствии с приказом Минздрава России от 11.09.2000№344: терапевт, психиатр, нарколог, окулист.

Врачебно-экспертную и клинико-экспертную комиссии возглавляет заместитель главного врача лечебно-профилактического учреждения по клинико -экспертной работе или заместитель главного врача по поликлинике.

Таким образом, оказание услуг медицинского освидетельствования врачебно-экспертной и клинико-экспертной комиссии на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника возможно только в лечебно-профилактических учреждениях, где такие комиссии созданы.

Услуга медицинского освидетельствования  врачебно-экспертной и клинико-экспертной комиссии, в целях получения удостоверения частного охранника, не взаимозаменяема с услугой проведения врачебно-экспертной и клинико-экспертной комиссии для проведения ежегодного  медицинского освидетельствования граждан  на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, потому что стоимость услуги в первом случае регулируется федеральными органами исполнительной власти, а во втором случае не регулируется.

Учитывая вышеизложенное, продуктовыми границами исследуемых рынков следует признать:

  1. Оказание услуг  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника.

2.

  1. Оказание услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника.

4.

В соответствии с п.  5.2  Порядка № 220  количество выявленных хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке,  является достаточным,  так как оно основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах,  которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п.  5.3  Порядка № 220,  на основании информации,  полученной при определении временного интервала исследования,  при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты,  действующие на рассматриваемом рынке,  для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные. 

Фактов вхождения специализированных организаций, действующих на рассматриваемом товарном рынке, осуществляющих деятельность рынке услуг  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний на территории г. Астрахани , в одну группу лиц с другими организациями не установлено.

Приобретателями являются физические и юридические лица, которым необходимы:

 Оказание услуг  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника.

Ежегодное  медицинское освидетельствование граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

Оказание услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника.

Ежегодное  медицинское освидетельствование граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

При определении состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарных рынках оказания следующих услуг: медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, состав (численность)  групп покупателей,  приобретающих товар у продавцов,  которые действуют на рассматриваемом товарном рынке,  не может быть установлен,  так как они составляют неопределенный круг  физических и юридических лиц.

Астраханским УФАС установлено следующее:

ГБУЗ АО «Центр медицинской профилактики», ГБУЗ АО «Городская поликлиника №1», ГБУЗ АО «Городская поликлиника №2»,  ГБУЗ АО «Городская поликлиника №3», ГБУЗ АО «Городская поликлиника №5», ГБУЗ АО «Городская поликлиника №8 им.Н.И.Пирогова», ГБУЗ АО «Городская поликлиника №10,  ЧУЗ «Медико-санитарная часть», ОАО «Новая Поликлиника-Астрахань»ГБУЗ АО «Областной врачебно-физкультурный диспансер», ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница», ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» МЗ РФ, ООО «Профит», ООО «КОММЕД», ООО «БИБИВЭЛ» не имеют в своем штате врачей-психиатров и в период с 01.01.2014 по 01.01.2016 не осуществляли деятельность  медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия по форме №046-1 на территории г. Астрахани .

    В штате НУЗ «Отделенческая больница на ст.Астрахань 1 ОАО «РЖД», ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России имеется врач психиатр, однако освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия по форме №046-1 он не осуществляет.

         ГБУЗ АО «Ахтубинская районная больница», ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница», ГБУЗ АО «Володарская районная больница», ГБУЗ АО «ГБ ЗАТО Знаменск», ГБУЗ АО «Икрянинская районная больница», ГБУЗ АО «Камызякская районная больница», ГБУЗ АО «Красноярская районная больница», ГБУЗ АО «Наримановская районная больница», ГБУЗ АО «Приволжская районная больница», ГБУЗ АО «Черноярская районная больница», ГБУЗ АО «Харабалинская районная больница» сообщили, что в штатных расписаниях  не имеют врачей психиатров. В указанных учреждениях услуги  медицинского освидетельствования врачом психиатром   для выдачи лицензии на право приобретения оружия по форме №046-1 оказывают сотрудники ГБУЗ АО «ОКПБ» жителям тех районов, где указанные больницы  расположены.

        ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Астраханской области», ФГКУ «413 ВГ» Минобороны России,  являются ведомственными медицинскими учреждениями и осуществляют медицинское освидетельствование   врачом психиатром  только сотрудников ведомств и членов их семей .

Астраханским УФАС России установлено, что  оказание услуг  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, в период с 01.01.2014 по 01.01.2015  на территории г. Астрахани осуществляло ГБУЗ  АО «Областная клиническая психиатрическая больница».

 Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Согласно п.  6.1  Порядка № 220,  основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п.  6.2  Порядка № 220,  объем рынка в данном анализе определяется как общая сумма принятых денежных средств хозяйствующим субъектом,  действующим на рассматриваемом товарном рынке.  

В период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 ГБУЗ  АО «Областная клиническая психиатрическая больница» было выдано 3782 заключения врачом психиатром и клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний  к владению оружием по форме №046-1.

Согласно п.  6.3  Порядка № 220,  в связи с тем,  что на рассматриваемых рынках в географических границах – г.Астрахани  ГБУЗ  АО «Областная клиническая психиатрическая больница» является единственным хозяйствующим субъектом на территории г.Астрахани, оказывающим услуги   медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника,  следовательно его доля составляет 100%.

 Согласно п.  6.5  Порядка № 220  и частью 3  статьи 5  Закона о защите конкуренции доминирующее положение в период с 01.01.2014 по 01.01.2015 на рынках оказания услуг   медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, установлено для хозяйствующего субъекта – ГБУЗ  АО «Областная клиническая психиатрическая больница».

Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п.  7.1  Порядка № 220 для определения уровня концентрации товарного рынка используется доля одного хозяйствующего субъекта:  ГБУЗ  АО «Областная клиническая психиатрическая больница».

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR): CR  =  100%.
Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
HHI  =  10000.

В  соответствии с п.  7.2  Порядка № 220  уровень концентрации на исследуемых рынках высокий,  так как CR  =  100%  и HHI  =  10000.

Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п.  8.1  Процедура определения обстоятельств или действий,  препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее -  определение барьеров входа на товарный рынок),  включает:

-  выявление наличия (или отсутствия)  барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

-  определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п.  8.2  Порядка № 220  определим барьеры входа на товарный рынок.

Административные:

-  необходима лицензия на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию  для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия .

Экономические:

- высокая стоимость первоначального капитала (помещение,  соответствующее санитарным нормам и правилам,  профессионально подготовленные медицинские кадры,  современная медицинская техника).

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды оказания услуг   медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, в период с 01.01.2014 по 01.01.2015  на территории г. Астрахани можно сделать вывод, что исследуемые рынки являются рынками с неразвитой конкуренцией.                                  

Вывод

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, на территории г. Астрахани можно сделать вывод,  что исследуемые рынки являются рынками с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемых рынках высокий. Хозяйствующий субъект с наибольшей долей на рассматриваемых товарных рынках в период с 01.01.2014 по 01.01.2015 оставался один и тот же.

На  день поступления заявлений СРО Союз предприятий безопасности «Партнерство», ООО Охранное Агенство «Аргус» 01.09.2015 в адрес Астраханского УФАС России на рынке  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника на территории г. Астрахани ГБУЗ  АО «ОКПБ»  занимает долю 100  %. 

Согласно части 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Частью 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что его действие распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 27 Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 352,  медицинское освидетельствование с выдачей справки в целях предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральным законом, или федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По сведению Управления, Федеральным законом Правительству  Российской Федерации не дано право устанавливать размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, следовательно  в настоящее время указанный размер платы может быть установлен только федеральными органами исполнительной власти.

Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 57-АПГ13-7.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352 утверждены Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг.

Согласно пункту 2 Правил методика определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг, а также предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг утверждаются:

а) федеральными министерствами - в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями или федеральными унитарными предприятиями, находящимися в ведении этих министерств либо федеральных служб или федеральных агентств, подведомственных этим министерствам;

б) федеральными службами или федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, - в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями и федеральными унитарными предприятиями, находящимися в ведении указанных служб и агентств.

Вышеуказанным постановлением Правительства не определен  федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен устанавливать методику определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг, а также предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг медицинскими организациями не подведомственными федеральным министерствам, федеральным службам или федеральным агентствам.

У субъекта Российской Федерации, а так же у подведомственных ему медицинских учреждений, в том числе ГБУЗ  АО «ОКПБ», права на определение размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг отсутствуют.

В соответствии с Федеральным  законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"  утверждены  административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение оружия и (или) патронов и административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на приобретение оружия и (или) патронов.

 

Таким образом, выдача лицензии на право приобретения (хранения) оружия является государственной услугой, оказываемой  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом.

Однако ГБУЗ АО «ОКПБ» утвердило цены на платные услуги, оказываемые им с целью освидетельствования врачебной комиссией, включающего освидетельствование врачом психиатром пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия.

В соответствии с пунктом 2.11 Прейскуранта стоимость услуги «Освидетельствование врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия» составляет 1268 рублей.

Согласно заявлений СРО Союз предприятий безопасности «Партнерство», ООО Охранное Агенство «Аргус» ГБУЗ  АО «Областная клиническая психиатрическая больница» взимает плату в размере  1268 рублей за ежегодное медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

Письмом от 15.09.2015 №11-01-10/2563 ГБУЗ АО «ОКПБ» представило калькуляцию стоимости освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия.

В расчет цены (тарифа) (Ц) на платную услугу освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия включены следующие затраты:

Размер оплаты труда основного персонала , а именно:

Председатель КЭК (заведующий диспансерным отделением № 1 врач-психиатр) 248,26 руб.;

Участковый врач-психиатр -323,95 руб.;

Медицинская сестра участковая —34,86 руб.;

Медицинский регистратор — 16,46 руб.

Начисления на оплату труда, 31,8 %

Коэффициент накладных расходов — 0,376.

Рентабельность 20% .

Итого цена составила — 1268 руб.

Время оказания услуги врачом психиатром  составляет 90 минут.

Время оказания услуги медсестрой составляет 25 минут.

Время оказания услуги медрегистратором составляет 15 минуты.

Время оказания услуги председателем КЭК 30 минут.

         Согласно Распоряжению минздрава Астраханской области от 10.07.2014 № 982р  "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее -Распоряжение) для расчета стоимости услуги (тарифа) структурные подразделения организации здравоохранения делятся на основные и вспомогательные.

В соответствии с частью 1 Распоряжения к основным подразделениям медицинского учреждения относятся профильные отделения (палаты) стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, лечебно-диагностические и другие параклинические подразделения, в которых пациенту обеспечивается непосредственное оказание платной услуги.

К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность основных подразделений по оказанию платных услуг (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и т.д.).

        Для расчета стоимости платной услуги расходы организации делятся на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся расходы, непосредственно связанные с платной услугой и потребляемые в процессе ее оказания:

- оплата труда основного персонала;

- начисления на оплату труда основного персонала;

- расходы по материальным ресурсам, потребляемым в процессе оказания платной услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания и другие);

- амортизация имущества (в соответствии со ст. 256 Налогового кодекса РФ).

К косвенным расходам относятся те виды расходов, которые необходимы для обеспечения деятельности организации, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги:

- оплата труда общеучрежденческого (вспомогательного) персонала;

-начисления на оплату труда общеучрежденческого (вспомогательного) персонала;

- коммунальные и хозяйственные расходы (расходы на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая расходы на текущий ремонт и т.д.);

- расходы на командировки и служебные разъезды;

- прочие расходы.

Перечисленные косвенные расходы относятся на стоимость услуг через расчетные коэффициенты.

При определении себестоимости платных услуг используется группировка расходов на прямые и косвенные расходы .

ГБУЗ АО «ОКПБ»  в стоимость прямых затрат включило годовой фонд оплаты труда (ФОТ) медрегистратора в размере 1777725,72 рублей .

ГБУЗ АО «ОКПБ»  включило в расчет стоимости  косвенных затрат на платную услугу освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия на  зарплату медрегистратора в размере 16,46 рублей умноженную на коэффициент накладных расходов.

Коэффициент накладных расходов составил 0,376.

В расчет коэффициента включены затраты на оплату труда общеучрежденческого (вспомогательного) персонала;

-начисления на оплату труда общеучрежденческого (вспомогательного) персонала;

- затраты общехозяйственного назначения;

- расходы на командировки и служебные разъезды;

- прочие расходы.

Таким образом, ГБУЗ АО «ОКПБ» дважды включило  в расчет стоимости  цены освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия затраты на медицинского регистратора.

Заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004 утверждена "Номенклатура работ и услуг в здравоохранении".

Согласно главе 5.5 Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004) (далее Номенклатура) реестр работ и услуг представляет собой перечень простых и сложных медицинских услуг из разделов "А" и "В", расположенных в алфавитном порядке с указанием для каждой услуги расчетных норм - условных единиц трудозатрат (Приложение 1). Условные единицы трудозатрат приводятся отдельно для врачебных кадров и среднего медицинского персонала. За 1 условную единицу трудозатрат (УЕТ) принимается 10 минут рабочего времени.

Приложением № 1 к Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении установлено, что прием (осмотр, консультация) врача психиатра первичный  составляет 1,5 УЕТ, профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра составляет 1,0 УЕТ.

Из изложенных выше норм следует, что независимо от того, является ли оказываемая медицинским учреждением услуга простой или сложной, на прием (осмотр, консультация) врача психиатра  и работу медсестры предусмотрено 15 минут рабочего времени на каждого.

ГБУЗ АО «ОКПБ» установлено следующее время оказания услуг:

Время оказания услуги врачом психиатром  составляет 90 минут.

Время оказания услуги медсестрой составляет 25 минут.

Время оказания услуги медрегистратором составляет 15 минут.

Время оказания услуги предскдателем КЭК 30 минут.

Таким образом, время оказания услуги   освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия  ГБУЗ АО «ОКПБ» завышена.

         В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» самостоятельно утвердило  цены на платные услуги, освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, в целях получения удостоверения частного охранника, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.

Установление стоимости услуги освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в размере -1268 рублей за один прием, необоснованно в связи с завышением норм времени, необходимого для проведения медицинского осмотра частных охранников и включение дважды в расчет стоимости  цены (тарифа)  на платную услугу освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, затрат на медрегистратора.

Основываясь на вышеизложенных обстоятельствах, Комиссия приняла решение о выдаче предписания о недопущении применения цен на платные услуги медицинского освидетельствования граждан врачебной комиссией пациента установленных с нарушением порядка ценообразования.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,решила:

1. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области «Областная клиническая психиатрическая больница»  нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем:

Установления  цен на платные услуги медицинского освидетельствования  врачебной комиссией (включающего освидетельствование врачом психиатром) пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия.

Нарушения порядка ценообразования на платную услугу  ежегодного медицинского освидетельствования  врачебной комиссией (включающего освидетельствование врачом психиатром) пациента на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника,

что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц на рынках оказания услуг   медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного  медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

2. Выдать ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» предписание о прекращении  нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части установления цен на платные услуги медицинского освидетельствования граждан врачебной комиссией (включающего освидетельствование врачом психиатром) пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, а также нарушения порядка ценообразования на платную услугу  ежегодного медицинского освидетельствования  врачебной комиссией (включающего освидетельствование врачом психиатром) пациента на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, для чего  в течение 20 (двадцати)  дней с момента получения настоящего предписания отменить пункт 2.11 Прейскуранта «Освидетельствование врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия», а также прекратить применение цен установленных с нарушением порядка ценообразования на ежегодное медицинское освидетельствования  врачебной комиссией (включающего освидетельствование врачом психиатром) пациента на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

2.1. Сообщить об исполнении настоящего предписания в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента исполнения.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.