• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Брифинг с руководителем Астраханского УФАС России. Тема: «Выполнение обязательств по контракту- прямая обязанность сторон!»

Реестр недобросовестных поставщиков – реестр, который ведет Федеральная антимонопольная служба России (далее также – «ФАС России») в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – «Закон № 44»), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», и в который включаются сведения об участниках закупок, которые зарекомендовали себя в качестве неблагонадежных лиц, т.е. лиц, допустивших нарушения в процессе заключения контракта либо его исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 103 Закона №44 в реестр подлежит включению информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона №44 в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 Закона №44;

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в ч. 2 ст. 103 Закона №44, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 Закона №44;

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

6) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

С 01 января 2017 года в РНП будет вноситься также идентификационный код закупки.

Последствием включения в РНП сведений об участнике является лишение права участия в закупках, при проведении которых заказчиком установлено требование об отсутствии сведений об участнике в данном реестре.

Отметим, что установление такого требования является в соответствии с ч. 1.1 статьи 31 Закона № 44 правом заказчика, а не обязанностью.

Несмотря на то, что Закон № 44 действует уже два года, у участников контрактной системы (как участников закупок, так и заказчиков и даже представителей контролирующих органов) до сих пор часто возникает вопрос о том, в каких случаях заказчики обязаны направлять сведения в ФАС России сведения об участнике для рассмотрения вопроса о внесении сведений в РНП.

Случаи направления заказчиками сведений об участнике/исполнителе в ФАС для включения в РНП (нижеприведенный перечень случаев подтверждается также положениями п. 6-8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»):

1. В случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты заключения такого контракта с указанным участником закупки направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 104 Закона № 44.

2. В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 5 статьи 104 Закона № 44.

3. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона № 44.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Далее в течение 10 дней ФАС России проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в реестр.

В соответствии с п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г., если контракт не был подписан участником или обеспечение исполнения контракта не было предоставлено по причинам, которые он считает уважительными, то такое лицо вправить заявить об этом, а также представить любые доказательства на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в реестр.

Наиболее часто причинами внесения сведений в РНП становятся следующие случаи:

- победитель не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (при этом часто участниками предоставляются в качестве обеспечения исполнения контракта банковские гарантии, сведения о которых не содержатся в реестре банковских гарантий, а также гарантии не удовлетворяющие требованиям действующего законодательства о контрактной системе);

          - победитель не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана заказчиком недостоверной;

          - победитель не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);

          - победитель не предоставил выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию вместе с подписанным контрактом при проведении заключении контракта по результатам запроса котировок;

          - контракт был расторгнут с исполнителем по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения.

В случае непредоставления заказчиком сведений (предоставления заведомо недостоверных сведений) о недобросовестном участнике закупки (исполнителе контракта) заказчик может быть привлечен к административной ответственности. В соответствии со ст. 19.7.2-1 КоАП РФ штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Отметим также, что на основании пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер,    заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков не обязан (аналогичная точка зрения содержится постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).

Вместе с тем, если участник уклоняется от заключения контракта или контракт расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контракта поставщиком, заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр, даже если такие сведения уже включены в этот РНП.

КАК НЕ ПОПАСТЬ В РНД “ПО ОШИБКЕ”?

Некоторые представители малого и среднего бизнеса были занесены в “черный список” ФАС только потому, что небрежно отнеслись к выполнению своих обязанностей перед заказчиком. Вот одни из самых распространенных “ошибок” предпринимателей:

  • - Заказчику вместо подписанного договора отсылается контракт с условиями, которые не были предусмотрены конкурсным отбором. Изменение в документации признается фактом уклонения от выполнения контракта;
  • - Заказчик не предоставляет контракт в срок, оговоренный законом, из-за несвоевременного получения почтовой корреспонденции, которая была направлена на юридический, а не на физический адрес компании;
  • - Заказчик не предвидел проблемы, которые должен был устранить в надлежащие сроки, из-за проявленной неосторожности своевременно не предоставил документы (к примеру, не продлил вовремя действие электронной цифровой подписи);
  • - Ошибка в расчете конечной стоимости контракта, замеченная заказчиком на заключительном этапе аукциона и предложенная к исправлению во время подписания госконтракта.

Законодательство не предусматривает заключения госконтрактов с последующим изменением условий, если те не вызваны действием непреодолимых сил. И, пожалуй, самой распространенной ошибкой является переоценка собственных сил и средств. Иногда малому и среднему бизнесу просто не хватает времени, чтобы подготовить свою материально-техническую базу и закупить необходимые материалы.

Резюмируя вышесказанное

Из приведенных примеров видно, что предприниматели могут попасть в список ФАС не из-за нежелания выполнять договор, а из-за слабого материального обеспечения бизнеса или незнания тонкостей российского законодательства.