• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Доклад к Публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Астраханского УФАС России за II квартал 2017 года по антимонопольному законодательству

Во втором квартале 2017 года в Астраханском УФАС России были рассмотрены следующие дела по ст. 10 Закона о защите конкуренции:

 

В Астраханское УФАС России 13.12.2016г. поступила жалоба ООО «Фаворит» о нарушении ПАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства в виде необоснованного составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 002719 от 02.11.2016.

Усмотрев в указанных действиях ПАО «МРСК Юга» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 10.01.2017г. № 03-п возбудило в отношении общества дело № 01-К-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В отношении точки поставки ООО «Фаворит», 02.11.2016 представителями ПАО "МРСК Юга" была проведена проверка учета электрической энергии, в результате которой был выявлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета путем внедрения в прибор учёта № 008517016002498 схемы для искажения данных в печатной плате, включения приёмника, позволяющего искажать данные по фактическому потреблению электрической энергии, в связи с чем был составлен акт о неучтенном потреблении энергии № 002719.

На основании указанного акта гарантирующим поставщиком был произведен расчет платы по данному акту на сумму 139 814.48 руб. 48 коп. (счет № 002719 от 02.11.2016).

Однако ООО «Фаворит» отсутствует в перечне потребителей, подлежащих проверке в ноябре 2016г., то есть у ПАО «МРСК-Юга» отсутствовали правовые основания для осуществления 02.11.2016г. проверки прибора учёта №  008517016002498.

Так же обществом не были представлены документы, свидетельствующие об уведомлении ПАО «МРСК Юга» ООО «Фаворит» о дате и времени проведения проверки, по итогам которой был составлен акт № 002719 от 02.11.2016, что свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения проверки прибора учёта №  008517016002498.

В акте о безучетном потреблении № 002719 указано, что безучетное потребление электрической энергии, выражено в  факте несанкционированного вмешательства в работу прибора учета путем внедрения в прибор учёта № 008517016002498 схемы для искажения данных в печатной плате, включения приёмника, позволяющего искажать данные по фактическому потреблению электрической энергии, однако не указан и не описан способ осуществления безучётного потребления электрической энергии.

В материалах дела имеется заявление на проведение обследования прибора учёта № 008517016002498 от представителя ООО «Фаворит» от 03.11.2016 и результаты обследования вышеуказанного прибора учёта от 12.11.2016, которым установлено, что комиссией в составе представителя ПАО «МРСК-Юга» и представителя ФБУ «Астраханский ЦСМ» в результате обследования прибора учёта электрической энергии №  008517016002498 было установлено, что вышепоименованный прибор учёта посторонних предметов не имеет, постороннего вмешательства не обнаружено.

Изложенное свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения проверки результатом которой явилось составление акта №  002719.

Решением Астраханского УФАС России от 09.06.2017 №01-К-03-16 действия ПАО «МРСК Юга», совершенные на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ПАО  «МРСК Юга» в Астраханской области, выразившиеся в направлении в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акта о безучётном потреблении электрической энергии № 002719 от 02.11.2016г., результатом чего может явится ущемление интересов ООО «Фаворит», признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО  «МРСК Юга» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства с требованием, в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания отозвать ранее направленный в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акт о безучетном потреблении электрической энергии № 002719 от 02.11.2016г.

Предписание находится в стадии исполнения.

 

 

В Астраханское УФАС России 12.02.2017г. поступила жалоба ООО "Старо-Волжский промысел" о нарушении ПАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства в виде необоснованного составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 002230 от 15.11.2016.

Усмотрев в указанных действиях ПАО «МРСК Юга» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 01.03.2017г. № 52-п возбудило в отношении общества дело № 05-К-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В отношении точки поставки ООО "Старо-Волжский промысел", 15.11.2016 представителями ПАО "МРСК Юга" была проведена проверка учета электрической энергии, в результате которой было выявлено отсутствие пломбы госповерителя, отсутствует пломба завода изготовителя, вскрытие пломбы энергоснабжающей организации на кожухе счётчика, в связи с чем был составлен акт о неучтенном потреблении энергии № 002230.

На основании указанного акта гарантирующим поставщиком за период с 16.11.2015 по 15.11.2016г. был произведен расчет платы по данному акту на сумму 6 196 399 руб. 58 коп. (счет № 002230 от 15.11.2016).

Однако ПАО «МРСК-Юга» не представило доказательств включения ООО "Старо-Волжский промысел" в перечень потребителей, подлежащих проверке в ноябре 2016г., то есть у него отсутствовали правовые основания для осуществления 15.11.2016г. проверки прибора учёта №  009072022000120.

Так же Обществом не представлены документы, свидетельствующие об уведомлении ПАО «МРСК Юга» ООО "Старо-Волжский промысел" о дате и времени проведения проверки, по итогам которой был составлен акт № 002230 от 15.11.2016, со всеми приложениями, что свидетельствует о нарушении Обществом порядка проведения проверки прибора учёта №  009072022000120.

В акте о безучетном потреблении № 002719 указано, что безучетное потребление электрической энергии осуществлено путем отсутствия пломбы госповерителя, отсутствия пломбы завода изготовителя, вскрытия пломбы энергоснабжающей организации на кожухе счётчика, однако не указан и не описан способ осуществления безучётного потребления электрической энергии.

Изложенное свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения проверки, результатом которой явилось составление акта №  002719.

ООО "Старо-Волжский промысел", с целью установления работоспособности прибора учета № 009072022000120 обратилось в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Астраханской области» (далее — ФБУ «Астраханский ЦСМ) с целью проведения поверки средства измерения, по результатам которой 17.11.2016г. был выдан протокол № 01-1530-16/в о проведении экспертной поверки, согласно которому счетчик электрической энергии признан соответствующим по своим метрологическим характеристикам, имеет нарушение целостности корпуса, цифры счётного механизма выходят за пределы окошек более чем на 1/5 своей высоты, отсутствует импульсивный выход.

Решением Комиссии Астраханского УФАС России от 09.06.2017 № 05-К-03-17 действия ПАО «МРСК Юга», совершенные на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ПАО  «МРСК Юга» в Астраханской области, выразившиеся в направлении в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акта о безучётном потреблении электрической энергии № 002230 от 15.11.2016г., результатом чего может явится ущемление интересов ООО "Старо-Волжский промысел", признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО  «МРСК Юга» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства с требованием, в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания отозвать ранее направленный в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акт о безучетном потреблении электрической энергии № 002230 от 15.11.2016г.

Предписание находится в стадии исполнения.

 

 

В Астраханское УФАС России 11.01.2017г. поступила жалоба ИП Фоминой К.А. о нарушении ПАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства в виде необоснованного составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 002236 от 17.11.2016.

Усмотрев в указанных действиях ПАО «МРСК Юга» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 01.03.2017г. № 56-п возбудило в отношении общества дело № 09-К-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В отношении точки поставки ИП Фоминой К.А., 17.11.2016 представителями ПАО "МРСК Юга" была проведена проверка учета электрической энергии, в результате которой был выявлен факт механического воздействия на пломбы визуального контроля (госповерителя и пломбы ОТК), в связи с чем был составлен акт о неучтенном потреблении энергии № 002236.

На основании указанного акта гарантирующим поставщиком за период с 15.01.2016 по 17.11.2016г.. был произведен расчет платы по данному акту на сумму 560 418 руб. 33 коп. (счет № 002236 от 17.11.2016).

Таким образом, у ПАО «МРСК-Юга» отсутствовали правовые основания для осуществления  17.11.2016г. проверки прибора учёта .

Однако ПАО «МРСК-Юга» не представило доказательств включения ИП Фоминой в перечень потребителей, подлежащих проверке в ноябре 2016г., то есть у него отсутствовали правовые основания для осуществления 17.11.2016г. проверки прибора учёта №  0711270307461487.

Так же обществом не представлены документы, свидетельствующие об уведомлении ПАО «МРСК Юга» ИП Фоминой К.А. о дате и времени проведения проверки, по итогам которой был составлен акт № 002236 от 17.11.2016, со всеми приложениями, что свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения проверки прибора учёта №  0711270307461487.

В акте о безучетном потреблении № 002719 указано, что безучетное потребление электрической энергии, выражено путём механического воздействия на пломбы визуального контроля (госповерителя и пломбы ОТК), однако не указан и не описан способ осуществления безучётного потребления электрической энергии.

Изложенное свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения проверки, результатом которой явилось составление акта №  002719.

Решением Комиссии Астраханского УФАС России от 30.05.2017 № 09-К-03-17  действия ПАО «МРСК Юга», совершенные на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ПАО  «МРСК Юга» в Астраханской области, выразившиеся в направлении в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акта о безучётном потреблении электрической энергии № 002236 от 17.11.2016г., результатом чего может явится ущемление интересов ИП Фоминой К.А., признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО  «МРСК Юга» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства с требованием, в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания отозвать ранее направленный в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акт о безучетном потреблении электрической энергии № 002236 от 17.11.2016г.

Предписание находится в стадии исполнения.

 

 

В Астраханское УФАС России 26.01.2017г. поступила жалоба ИП Богатова А.П. о нарушении ПАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства путем необоснованного составления акта № 1 о недопуске к приборам учёта от 19.12.2016 от 19.12.2016.

Усмотрев в указанных действиях ПАО «МРСК Юга» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 23.03.2017г. № 70-п возбудило в отношении общества дело № 13-К-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

ПАО "МРСК Юга" уведомлением от 13.12.2016 № 112/55/1374 сообщило ИП Богатову А.П. о намерении осуществить с 10 час. 00 мин до 16 час. 00 мин. 19.12.2016г. совместно с полномочным представителем ИП Богатова А.П. осмотр приборов учёта электрической энергии №№ 74016921 и 08516800508175019, в связи с чем общество попросило предпринимателя в указанную дату обеспечить явку своего полномочного представителя по месту нахождения указанных приборов учёта.

Письмом от 19.12.2017 № б/н  ИП Богатов А.П. просил ПАО "МРСК Юга" направить в свой адрес копию плана-графика, на сновании которого обществом было направлено предпринимателю уведомление от 13.12.2016 № 112/55/1374 о проведении 19.12.2017 осмотра вышеуказанных приборов учёта.

В связи с непредставлением ИП Богатову ПАО "МРСК Юга" вышеуказанного плана-графика ИП Богатов А.П. 19.01.2017 отказал представителям ПАО "МРСК Юга" в допуске к приборам электрической энергии №№ 74016921 и 08516800508175019 для осуществления их осмотра.

Представители ПАО "МРСК Юга" 19.12.2016 составили акт № 1 о недопуске к приборам учёта. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения  ИП Богатовым в Астраханское УФАС России.

ПАО «МРСК-Юга» представило копию плана-графика проведения инструментальных проверок приборов учёта у юридических лиц на декабрь 2016г., однако в декабре 2016г. ИП Богатов А.П. отсутствует в перечне потребителей, подлежащих проверке.

Таким образом, у ПАО «МРСК-Юга» отсутствовали правовые основания для направления ИП Богатову А.П.  уведомления от 13.12.2016 № 112/55/1374 и составления акта  № 1 о недопуске к приборам учёта от 19.12.2016.

Решением Комиссии Астраханского УФАС России от 30.05.2017 № 13-К-03-17 действия ПАО «МРСК Юга», совершенные на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ПАО  «МРСК Юга» в Астраханской области, выразившиеся в составлении акта  № 1 о недопуске к приборам учёта от 19.12.2016, результатом чего может явится ущемление интересов ИП Богатова А.П., признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО  «МРСК Юга» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства с требованием, в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания отозвать ранее направленный в адрес ИП Богатова А.П. акт № 1 о недопуске к приборам учёта от 19.12.2016г.

Предписание находится в стадии исполнения.

 

Во втором квартале 2017 года наложено три штрафа по ст. 14.31 -  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц на ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», Государственное предприятие Астраханской области «ПАТП-3», ПАО «МРСК Юга» на сумму 1 млн 174 тыс. руб.

 

Завершена проверка деятельности торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров на предмет соответствия требованиям Закона о торговле, проводимая по поручению Правительственной комиссии. В результате проведения проверки в отношении торговых сетей и поставщиков возбуждено 16 дел по ст. 14.41 КоАП РФ -  нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности; 20 дел — по ст. 14.42 КоАП РФ - установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом.

Одно дело возбуждено по части 1 статьи 13 Закона о торговле -  создание дискриминационных условий в отношении ООО «Лента».

 

КОНТРОЛЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

Во втором квартале 2017 года Астраханским УФАС России было возбуждено 2 дела по признакам нарушений главы 2.1 "Недобросовестная конкуренция»  Закона о защите конкуренции (за аналогичный период прошлого года — 4), из них

по пункту 1 статьи 14.6 — 1 нарушение,

по пункту 1 статьи 14.1 — 1 нарушение.

Во втором квартале 2016 года все 4 дела по признакам нарушения рассматривались в части недобросовестной конкуренции на рынке внутримуниципальных перевозок в г. Астрахани. 

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе - незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В Астраханское УФАС России поступила жалоба ООО «Консалтинг АБВ» на действия ООО «КРАС Эксперт» в части незаконного использования товарного знака, принадлежащего ООО «Консалтинг АБВ», по результатам рассмотрения которой возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции на рынке услуг риэлтеров. В настоящее время дело находится в стадии рассмотрения.

Пунктом 1 ст. 14.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом - конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей; количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар; условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

В Астраханское УФАС России поступила жалоба ООО Форштат» на действия ООО «Джитек» в части распространения в СМИ ложных, неточных, искаженных сведений о компании — конкуренте, по результатам рассмотрения которой возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.1 Закона о защите конкуренции на рынке охранных услуг. В настоящее время дело находится в стадии рассмотрения.

Во втором квартале 2016 года было выдано 8 предупреждений в части прекращения недобросовестной конкуренции, во втором квартале 2017 года такие предупреждения не выдавались.