• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Доклад к Публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Астраханского УФАС России за II квартал 2017 года в сфере контроля законодательства в сфере закупок

Во втором квартале 2017 года в порядке статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Астраханское УФАС России (далее также — Управление) поступило 95 жалоб (2 кв. 2016 - 87) на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых 16 жалоб были возвращены в связи с нарушением подателями жалоб требований частей 8-10 статьи 105 Закона о контрактной системе, касающихся порядка оформления жалоб (2 кв. 2016 — 16).

На основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе 8 жалоб отозваны самими заявителями (2 кв. 2016 — 9).

Из 71 рассмотренной жалобы обоснованными признаны 22 жалобы (2 кв. 2016 - 17), а 49 – необоснованными (2 кв.2016 - 45). По результатам их рассмотрения антимонопольным органом было выдано 26 предписаний (2 кв. 2016 - 13). Все выданные предписания исполнены.

Помимо рассмотрения жалоб и проведения в связи с их рассмотрением внеплановых проверок Астраханским УФАС России на основании обращений, поданных в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, была проведена 41 внеплановая проверка (2 кв. 2016 - 73), по результатам которых было выявлено 18 закупок, осуществление которых проведено с нарушением Закона о контрактной системе (2 кв. 2016 — 53). По результатам проведения внеплановых проверок антимонопольным органом было выдано 7 предписаний (2 кв. 2016 — 1), которые были исполнены.

Основными нарушениями Закона о контрактной системе в отчетном периоде явились:

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление в связи с этим таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке несоответствующими требованиям документации о закупке и отстранения подавших такие заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок.

Во втором квартал 2017 года возбуждено 64 административных дела за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок (2 кв. 2016 - 63).

По итогам рассмотрения данных дел вынесено постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 427,4 тыс. руб. (2 кв. 2016 — 792,5 тыс. руб), взыскано 269,2 тыс. руб. (2 кв. 2016 — 984,3 тыс. руб.)[1].

В отчетном периоде в Управление от заказчиков поступило 8 обращений о включении сведений о лицах, уклонившихся от заключения либо исполнения государственных и муниципальных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (2 кв. 2016 года - 10, из которых 2 обращения были удовлетворены (2 кв. 2016 года - 6).

 

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля   соблюдения статей 15, 16, 17, 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» во втором квартале 2017 года

 

Во 2 квартале 2017 года Астраханским УФАС России было возбуждено 29 дел о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон о защите конкуренции) (2 квартал 2016 года — 6). Из них:

- по статье 15 — 0 (2 кв. 2016 г. - 0);

- по статье 16 — 0 (2 кв. 2016 г. - 0);

- по статье 17 — 29 (2 кв. 2016 — 6).

Из 29 возбужденных дел — 3 дела находятся в стадии рассмотрения. Одно из которых возбуждено в отношении Государственного автономного учреждения культуры Астраханской области «Астраханский государственный театр Оперы и Балета» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении в 2015-2016 годах и с января по апрель 2017 года закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 9.3.19 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУК АО «АГТОБ», утвержденного решением Наблюдательного совета ГАУК АО «АГТОБ» (протокол № 5 от 30.09.2016).

По результатам рассмотрения данных дел было выдано 25 предписаний (2 кв. 2016 г. - 6). Все предписания исполнены.

В основном, нарушения выразились в сокращении установленных нормативными правовыми актами сроков на подачу заявок на участие в торгах.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением во 2 квартале 2017 года было выдано 5 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (2 кв. 2016 г. - 23), одно из которых исполнено, остальные находятся в стадии исполнения.

Так, предупреждение исполнено Министерством образования и науки Астраханской области путем отмены распоряжения Министерства от 02.03.2016 №22 «О наделении функцией регионального оператора по обеспечению технических условий для внедрения АИС «Контингент», которое Управление посчитало антиконкурентным.

В отчетном периоде Управлением предостережения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не выдавались также, как и в аналогичном периоде 2016 г.

Кроме того, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции во 2 квартале 2017 года Управлением было рассмотрено 13 жалоб (2 кв. 2016 г. - 14) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Из них:

- связанные с закупками, проводимыми в рамках Закона № 223-ФЗ — 4 (2 кв. 2016 г. - 10);

- связанные с торгами по банкротству — 1 (2 кв. 2016 г. - 1);

- связанные с торгами по отбору управляющей организации — 6 (2 кв. 2016 г. - 0);

- связанные с иными торгами — 2 (2 кв. 2016 г. - 2).

Из поступивших в Управление 13 жалоб обоснованными были признаны 8 (2 кв. 2016 г. - 3).

По итогам рассмотрения вышеуказанных жалоб во 2 квартале 2017 г. Управлением было выдано 5 предписаний (2 кв. 2016 г. - 2). Все предписания исполнены.

Во 2 квартале 2017 г. в Управление поступило 1 обращение о включении в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, однако оно было возвращено  заявителю в связи с несоответствием такого обращения пункту 5 Порядка ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, утвержденного Приказом ФАС России от 14.04.2015 № 247/15 (2 кв. 2016 г. - 8; из них: 2 — возврат; 3 — отказ во включении; 3 — включение в реестр).

За нарушение антимонопольного законодательства Управлением в отчетном периоде возбуждено 29 административных дел (2кв. 2016 года - 8), наложено штрафов на сумму 94,2 тыс. руб (2 кв. 2016 года — 120 тыс. руб). и взыскано штрафов на сумму 30,9 тыс. руб (2 кв. 2016 года — 35 тыс. руб)[2].

 

 

 

 

[1]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 09.06.2017, тогда как данные за 2 квартал 2016 года — по состоянию на 30.06.2016

[2]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 09.06.2017, тогда как данные за 2 квартал 2016 года — по состоянию на 30.06.2016