Доклад к Публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Астраханского УФАС России за III квартал 2017 года в сфере контроля законодательства в сфере закупок

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля   соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в третьем квартале 2017 года

 

В третьем квартале 2017 года в порядке статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Астраханское УФАС России (далее также — Управление) поступило 145 жалоб (3 кв. 2016 - 103) на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых 6 жалоб были возвращены в связи с нарушением подателями жалоб требований частей 8-10 статьи 105 Закона о контрактной системе, касающихся порядка оформления жалоб (3 кв. 2016 — 14).

На основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе 13 жалоб отозваны самими заявителями (3 кв. 2016 — 10).

Из 126 рассмотренных жалоб обоснованными признаны 42 жалобы (3 кв. 2016 - 35), а 84 – необоснованными (3 кв.2016 - 44). По результатам их рассмотрения антимонопольным органом было выдано 42 предписаний (3 кв. 2016 - 28). Все выданные предписания исполнены.

Помимо рассмотрения жалоб и проведения в связи с их рассмотрением внеплановых проверок Астраханским УФАС России на основании обращений, поданных в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, было проведено 44 внеплановые проверки (3 кв. 2016 - 60), по результатам которых были выявлены 33 закупки, осуществление которых проведено с нарушением Закона о контрактной системе (3 кв. 2016 — 34). По результатам проведения внеплановых проверок антимонопольным органом было выдано 1 предписание (3 кв. 2016 — 0), которое было исполнено.

Основными нарушениями Закона о контрактной системе в отчетном периоде явились:

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление в связи с этим таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке несоответствующими требованиям документации о закупке и отстранения подавших такие заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок.

Во третьем квартале 2017 года возбуждено 74 административных дела за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок (3 кв. 2016 - 50).

По итогам рассмотрения данных дел вынесено постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 1768,86 тыс. руб. (3 кв. 2016 — 680 тыс. руб), взыскано 676,3 тыс. руб. (3 кв. 2016 — 402 тыс. руб.)[1].

В отчетном периоде в Управление от заказчиков поступило 5 обращений о включении сведений о лицах, уклонившихся от заключения либо исполнения государственных и муниципальных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (3 кв. 2016 года - 18), данные обращения не были удовлетворены (3 кв. 2016 года - 8).

 

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля   соблюдения статей 15, 16, 17, 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в третьем квартале 2017 года

 

В 3 квартале 2017 года Астраханским УФАС России было возбуждено 6 дел о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон о защите конкуренции)(3 квартал 2016 года — 6). Из них:

- по статье 15 — 2 (3 кв. 2016 г. - 0);

- по статье 16 — 0 (3 кв. 2016 г. - 0);

- по статье 17 — 4 (3 кв. 2016 — 6).

Из 6 возбужденных дел — 2 дела находятся в стадии рассмотрения.

По результатам рассмотрения данных дел было выдано 2 предписания (3 кв. 2016 г. - 6). Все предписания исполнены.

В основном, нарушения выразились в неправомерном установлении требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в  закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара; в сокращении установленных нормативными правовыми актами сроков на подачу заявок на участие в торгах, сроков на заключение договора.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением в 3 квартале 2017 года было выдано 1 предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (2 кв. 2016 г. - 23), которое находится в стадии исполнения.

В отчетном периоде Управлением предостережения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не выдавались также, как и в аналогичном периоде 2016 г.

Кроме того, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции во 3 квартале 2017 года Управлением было рассмотрено 22 жалобы (3 кв. 2016 г. - 14) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Из них:

- связанные с закупками, проводимыми в рамках Закона № 223-ФЗ — 10 (1 кв. 2016 г. - 10);

- связанные с торгами по банкротству — 1 (3 кв. 2016 г. - 1);

- связанные с торгами по отбору управляющей организации — 3 (3 кв. 2016 г. - 0);

- связанные с иными торгами — 6 (3 кв. 2016 г. - 2).

Из поступивших в Управление 22 жалоб обоснованными были признаны 7 (3 кв. 2016 г. - 3).

По итогам рассмотрения вышеуказанных жалоб в 3 квартале 2017 г. Управлением было выдано 7 предписаний (3 кв. 2016 г. - 2). Все предписания, за исключением 1 (арбитражным судом приняты обеспечительные меры по приостановке исполнения 1 предписания) исполнены.

В 3 квартале 2017 г. в Управление не поступали обращения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, однако оно было возвращено  заявителю в связи с несоответствием такого обращения пункту 5 Порядка ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, утвержденного Приказом ФАС России от 14.04.2015 № 247/15 (2 кв. 2016 г. - 8; из них: 2 — возврат; 3 — отказ во включении; 3 — включение в реестр).

За нарушение антимонопольного законодательства Управлением в отчетном периоде возбуждено 5 административных дел (2кв. 2016 года - 8), наложено штрафов на сумму 17 тыс. руб (2 кв. 2016 года — 120 тыс. руб). и взыскано штрафов на сумму 20,2 тыс. руб (2 кв. 2016 года — 35 тыс. руб)[2].

 

[1]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 13.09.2017

[2]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 13.09.2017