Обобщенные ответы на поступившие в ходе публичного обсуждения вопросы

  1. Нужно ли обращаться в антимонопольный орган в случае, если банк отказывает в предоставлении кредита, навязывает свои дополнительные услуги, приостанавливает операции по счетам, иным образом ущемляет интересы?

 

Все зависит от того, чьи интересы ущемляет банк.

В связи с вступлением в силу 05.01.2016 года Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» более не устанавливает запрет  на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов,  результатом которых являются или могут являться ущемление интересов физических лиц.

То есть, если Вы обращаетесь в банк как физическое лицо, то действия (бездействие)  банка, ущемляющие Ваши интересы, не будут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, даже если банк будет занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Если же банк, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и совершает действия (бездействие), результатам которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов  хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, то в действиях такого банка содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Это касается не только банков, но и иных хозяйствующих субъектов.

 

  1. Является ли нарушением антимонопольного законодательства навязывание банками, торговыми точками, вокзалами услуг страхования?

В таких случаях антимонопольными органами могут быть установлены признаки нарушения п. 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение будет иметь место, если у антимонопольного органа будут доказательства  не просто навязывания страховых услуг, а именно наличия  соглашения хозяйствующих субъектов (например банком и страховой компанией)  о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, которое  приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

  1. Что необходимо указывать  в заявлении о недобросовестной конкуренции.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

 К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

 В случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

 Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

То есть, в заявлении о недобросовестной конкуренции необходимо указывать преимущества, на получение которых были направлены действия хозяйствующего субъекта, а также размер причиненных убытков (обоснование возможности их причинения заявителю) либо указание на причиненный вред деловой репутации (возможность его причинения).

 

  1. Какие меры принимает антимонопольный орган в случае установления недобросовестной конкуренции.

Раньше антимонопольными органами в случае выявления признаков недобросовестной конкуренции сразу же возбуждались дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с вступлением в силу 05.01.2016 года Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон  от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает выдачу предупреждения  в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Только в случае неисполнения предупреждения может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, и впоследствии, в случае вынесения решения об установлении факта недобросовестной конкуренции, ответчик привлекается к административной ответственности.

Однако это не касается следующих видов недобросовестной конкуренции:

  • недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (ст. 14.4 Закона о защите конкуренции);
  •  недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности (ст. 14.5 Закона о защите конкуренции);
  •  недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (ст. 14.6 Закона о защите конкуренции).

В случае установления признаков нарушения указанных статей закона, антимонопольным органом сразу же, без выдачи предупреждения, возбуждается дело о нарушении АМЗ.

 

 

5. Какая динамика по возбужденным делам о нарушениях Закона о защите конкуренции при проведении торгов во втором квартале этого года  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в сторону увеличения или снижения)?

 

Ответ: Динамика по таким делам идет в сторону увеличения. Так, например, по статье 17 Закона о защите конкуренции во 2 кв. 2017 г. было возбуждено 29 дел, что почти в 5 раз больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

 

6. В основном, в чем выразились нарушения Закона о защите конкуренции при проведении торгов?

 

Ответ: В большей части, нарушения выразились в сокращении установленных нормативными правовыми актами сроков на подачу заявок на участие в торгах.

 

7. Можете ли Вы описать одно из дел, возбуждённых Управлением по признакам нарушения Закона о защите конкуренции при осуществлении закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц?

 

Ответ: Да. Одно из таких дел возбуждено в отношении Государственного автономного учреждения культуры Астраханской области «Астраханский государственный театр Оперы и Балета» по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при осуществлении в 2015-2017 года закупок, в большей степени (99%), у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании своего Положения о закупках товаров, работ, услуг. Необходимо отметить, что сумма по некоторым договорам, заключенным по указанным основаниям, могла составлять до 6-7 миллионов рублей.

 

8. Наблюдается ли усиление активности со стороны управляющих организаций при обжаловании действий органов местного самоуправления в антимонопольный орган при проведении конкурсов на право заключения договора управления многоквартирным домом?

 

Ответ: Действительно, в этом периоде управляющие организации более активно стали реализовывать и отстаивать свои права на обжалование действий таких организаторов торгов, как администрации различных районов нашего города. Об этом говорит и сама статистика по поступившим жалобам в Астраханское УФАС России. Так, во 2 кв. 2017 года поступило 6 жалоб, тогда как в прошлом году того же квартала не поступало ни одной такой жалобы.  

 

9. Каков процент признания Астраханским УФАС России жалоб, поданных в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обоснованными?

 

Ответ: Почти 60 % из поступивших жалоб признаются обоснованными.

 

10. Как в документации о закупке устанавливать требования к сроку годности продуктов питания?

 

Ответ: Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона N 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Учитывая, что требования заказчиков об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению (письма Минэка от 20.04.2017 №ОГ-Д28-4653, от 09.06.2016 №ОГ-Д28-7243).

 

11. Каковы действия заказчика при наличии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об участнике закупки?

 

Ответ: В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, в случае если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если в документации о закупке заказчиком установлено такое требование к участникам закупки.

При этом согласно части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

12. Правомерно ли включение в документацию о закупке условия об обслуживании и ремонте автотранспорта официальным дилером?

 

Ответ: Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона N 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона N 44-ФЗ. Данный перечень требований является исчерпывающим.

Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно.

 

13. Каковы меры по снижению коррупциогенных факторов и повышению эффективности в сфере закупок?

 

Ответ:

В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, основывается в том числе на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также иных нормативных правовых актов, изданных во исполнение его положений.

Закон N 44-ФЗ ориентирован на повышение эффективности, результативности осуществления государственных закупок, обеспечение гласности и прозрачности, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.

Так, в рамках Закона N 44-ФЗ предусмотрен ряд мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

- проведение обязательного общественного обсуждения крупных закупок (статья 20 Закона N 44-ФЗ);

- контроль в сфере закупок, как процедурный, так и финансовый, проведение которого обеспечено соответствующими органами контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (статья 99 Закона N 44-ФЗ);

- общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (статья 102 Закона N 44-ФЗ);

- запрет на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 39 Закона N 44-ФЗ);

- возможность признания недействительным заключенного контракта, если будет установлена личная заинтересованность должностных лиц заказчика, в том числе в виде получения неправомерных доходов или иной выгоды для себя или третьих лиц (часть 22 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, в целях усиления общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками (соисполнителями) Минэкономразвития России разработан проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Закон N 44-ФЗ о раскрытии с помощью единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) информации о субподрядчиках, соисполнителях, привлекаемых в рамках исполнения крупных государственных и муниципальных контрактов, что, в свою очередь, устранит коррупционные риски, связанные с возможностью использования незаконных схем привлечения третьих лиц к исполнению контрактов.

Также в целях повышения эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд разработан проект федерального закона N 623906-6, предусматривающий перевод процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму, что позволит повысить анонимность подачи и рассмотрения заказчиками заявок участников закупок, обеспечив добросовестную конкуренцию и увеличение объема экономии бюджетных средств за счет снижения рисков сговора между заказчиками и участниками закупок.

 

14. Как  рассчитать и обосновать начальную (максимальную) цену контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Ответ: Статья 22 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), несколькими методами, причем метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Частью 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения указанной части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 указанной статьи.

Согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.

Таким образом, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ положения частей 3 и 4 указанной статьи Закона N 44-ФЗ не применяются, то есть расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, в контракте не отражаются.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 114 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2016 года вступила в силу статья 18 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики обосновывают НМЦК при формировании плана-графика.

 

15. Как оформить протокол рассмотрения заявок и возможно ли пересмотреть протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе при отказе в допуске к участию в аукционе.

 

Ответ: Согласно пунктам 2 и 3 части 6 статьи 67 Закона по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, а также о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Указанный в части 6 статьи 67 Закона протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Пересмотр протокола допуска участников электронного аукциона Законом не предусмотрен.

 

16. Какие требования в соответствии с Законом 44-ФЗ к членам комиссии и обжаловании нарушений законодательства о закупках при проведении электронного аукциона.

 

Ответ: Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее - комиссия).

Частью 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ установлены ограничения на членов комиссии. Так, членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

Других ограничений положениями Закона N 44-ФЗ не установлено.

 

17. Можно ли при проведении совместных торгов осуществить расчет НМЦК путем определения и суммирования объема потребностей в товаре (работе, услуге) каждого заказчика, затем осуществления расчета НМЦК, исходя из общего объема потребностей заказчиков, и, наконец, указания НМЦК для каждого заказчика пропорционально объему его потребностей?

 

Ответ: Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов". В соответствии с данным порядком НМЦК, указываемая в извещении и приглашении по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование НМЦК контрактов каждого заказчика.

 

18. Какие контракты считаются исполненными при их предоставлении в качестве информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в соответствии со статьей 37 Закона № 44-ФЗ?

 

Ответ: Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, должна содержаться в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждать исполнение таким участником контрактов без применения неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, контракты, находящиеся в стадии исполнения, при анализе информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, заказчиком не учитываются в связи с отсутствием в реестре контрактов информации об их исполнении.

 

19. В основном, какие нарушения допускают заказчики при закупках лекарственных средств?

 

Ответ: В большинстве случаев нарушения были допущены заказчиками при описании объекта закупки.

Так, в описание закупаемых лекарственных средств заказчики, помимо их международного непатентованного наименования (наименование фармацевтической субстанции), лекарственной формы и дозировки, включают также и иные характеристики лекарственных препаратов, например, такие как первичная упаковка (форма выпуска), вторичная упаковка, количество препарата в первичной упаковке (например, объем наполнения), количество единиц (ампул, шприцев и т.д.) препарата во вторичной упаковке и т.п.), которые не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств.

Такие характеристики не являются функциональными и, по сути, не определяют потребность заказчика. При этом включение их в описание лекарственного средства приводит к тому, что такому описанию соответствуют лекарственные средства, изготавливаемые незначительным количеством производителей либо одним производителем, что влечет ограничение количества участников закупки, равно как и ограничивает возможность для ценового соперничества между участниками закупки.

Необходимо отметить, что практика предъявления излишних требований к объекту закупки применяется заказчиками не только в отношении лекарственных средств, но и при закупках медицинского оборудования, детского питания и т.д.

Исходя из смысла положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок должна обеспечиваться конкуренция между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).

Указанное является одним из основополагающих принципов Закона о контрактной системе.

В этой связи в рассматриваемом случае для обеспечения соблюдения принципов и достижения целей Закона о контрактной системе заказчикам следует исключить практику установления необоснованных с точки зрения потребностей заказчиков требований к товарам.

20.Николай Станиславович, расскажите, пожалуйста, какую работу сейчас ведет антимонопольная служба в сегменте продовольственных рынков?

НМ: Такую же работу, как и на всех остальных рынках. Мы смотрим, чтобы не было нарушений законодательства о конкуренции и других законов, которые входят в нашу сферу деятельности. Прежде всего это законодательство о торговле, которое тоже частично контролируется Федеральной антимонопольной службой. Работа эта ведется на постоянной основе. Во-первых, согласно поручению Правительства нами осуществляется мониторинг цен на отдельные виды продукции агропромышленного комплекса. Во-вторых, наша задача согласно Закону о конкуренции - это контроль экономической концентрации, поэтому все крупные сделки, которые совершаются в сфере агропромышленного комплекса обязательно проходят через антимонопольную службу, для того, чтобы не допустить возникновения монополии или усиления отдельных компаний на товарных рынках. В-третьих, в ведении службы находятся вопросы недобросовестной конкуренции и рекламной деятельности.

Вы прекрасно знаете, насколько вопросы недобросовестной конкуренции и нечестной рекламы распространены на агропродовольственных рынках. С фальсифицированной продукцией, с предоставлением недостоверной информации о товаре, с воровством чужих товарных знаков и производством товаров, сходных до степени смешения с продукцией известных брендов мы разбираемся. Это стандартные направления нашей работы.

Прежде всего потребителей волнует вопрос цен на продукцию АПК. Но продукция агропромышленного комплекса в Российской Федерации находится на свободном рынке, цены на нее государством не регулируются. Это надо всегда иметь в виду, когда нам предлагаются какие-то жесткие решения: давайте, вот эти цены снизим, вот эти повысим. Мы, конечно, можем и должны создать условия для того, чтобы что-то повышалось и снижалось, но в рамках свободного рынка и отсутствия государственного регулирования цен. Надо понимать, что наши возможности здесь не безграничны.

 

21.Николай Станиславович как совершенствуются функции ФАС в области контроля и надзора?

НС: Вы понимаете, мы все время отбиваемся от такой темы как «давление антимонопольных органов», «избыточный контроль» с нашей собственной стороны. Контрольно-надзорные органы все время критикуют за то, что они приходят и контролируют. Для того, чтобы избежать этой критики, сейчас у нас работает целая правительственная программа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

 Мы участвуем в этой программе и для себя определили в чем будет заключаться рискоориентированный подход. Выделили по степени риска разные отрасли. Естественно, что с отраслевой точки зрения, самые серьезные риски нарушения антимонопольного законодательства кроются в сфере естественных монополий. В инфраструктурных отраслях традиционно возбуждается очень много дел, и последствия для смежных отраслей там очень серьезные. И ущерб экономике может быть нанесен огромный.

С функциональной точки зрения, основной профиль риска – это цены в регулируемых отраслях и, во-вторых, это картели, то есть горизонтальные соглашения участников рынка.

Еще один аспект движения к такому предупредительному контролю и системному изменению контрольно-надзорных функций, это введение в последние годы в антимонопольное законодательство и активное применение системы предупреждений и предостережений. То есть до того, как поймать нарушителя, возбудить и рассмотреть дело, и оштрафовать его, мы пишем ему бумагу, в которой говорим: «Мы считаем, что здесь, здесь и здесь вы нарушаете законодательство. Будьте добры, в течение двух недель или месяца исправьте это нарушение». Если он исправляет нарушение, приходит к нам и доказывает, что все сделал правильно, то мы не возбуждаем дела и к ответственности его не привлекаем.

Эта мера привела к тому, что только за последний год количество дел о нарушении антимонопольного законодательства в снизилось в два раза. В два раза. Потому что во многих случаях по многим составам нарушения мы обязаны в соответствии с законом сначала выдать предупреждение, а потом, если оно не исполнено, уже наказывать нарушителя, а 80% наших предупреждений исполняются. То есть люди понимают прекрасно, что они допустили нарушение, что им лучше избежать колоссальных рисков, избежать прямых денежных и репутационных потерь. И они соглашаются с тем, что они что-то нарушили, им надо исправиться, следуют рекомендациям антимонопольного органа и делают это быстро. Соответственно, возможный вред для общества в данном случае минимизировался, а скорость исправления ситуации на рынке возросла в несколько раз. Таким образом, наша контрольно-надзорная деятельность совершенствуется.