• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

В Великом Новгороде состоялось 47-ое заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП)

На заседании рассмотрены вопросы, представляющие наибольший интерес для антимонопольных органов стран СНГ, по ряду из которых представители ФАС России выступили ключевыми докладчиками.

Поприветствовали участников председатель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения Артак Шабоян и руководитель секретариата МСАП, советник Исполнительного комитета СНГ Азам Усманов, который также озвучил повестку заседания.

Далее участники ознакомились с информацией о наиболее заметных событиях, произошедших в государствах-участниках СНГ в области антимонопольной политики в текущем периоде.

О рассмотрении антимонопольными органами государств – участников СНГ сделки о слиянии компаний Yandex N.V. и Uber International C.V. рассказал руководитель Штаба по совместным расследованиям, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Как известно, 18 августа 2017 года в ФАС России поступило ходатайство компаний «Яндекс» и «UBER» об объединении бизнесов в России. Изменения коснутся не только России, но и других струнах СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан).

«Мы будем анализировать рынок организации пассажирских перевозок такси как интегрированный и многосторонний, где с одной стороны пассажиры, с другой водители, таксопарки, платформы. Нам предстоит выяснить как эта сделка может повлиять на всех участников рынка, и мы будем исследовать взаимоотношения всех сторон на этом рынке, а не ограничимся одной из них»,- подчеркнул А. Голомолзин.

Далее он рассказал участникам заседания о деятельности Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ. Более подробно об этом можно посмотреть здесь

Следующий доклад Анатолия Голомолзина был посвящен опыту государств-участников СНГ в сфере тарифного регулирования.

Он сделал акцент на правовых аспектах тарифного регулирования. В настоящее время все тарифные вопросы регулируются Законом о естественных монополиях и отраслевыми законодательными актами, которые не приведены в единую систему нормативного регулирования. «Мы считаем, что архитектура законодательства должна быть выстроена вокруг Закона о защите конкуренции. В нем будет указан понятийный аппарат и установлены базовое принципы принятия решений в сфере тарифного регулирования.  Также мы приступили к разработке Закона о тарифном регулировании, где будут приведены методы тарифного регулирования, установлены унифицированные процессуальные рамки принятия решений по тарифам»,- заявил Анатолий Голомолзин.

 

По его словам, решения о введении, изменении, прекращении регулирования должны приниматься только на основе анализа рынка. Необходимо восстановить законные права и интересы потребителей, а не только регулируемых компаний, на всех этапах подготовки и принятия тарифных решений. «Тарифная политика должна быть долгосрочной и предсказуемой. Важно обеспечить независимость принятия решений, прозрачность закупок естественных монополий, а также недискриминационный доступ к их услугам»,- подчеркнул докладчик.

 

Кроме этого, нужно процедуры принятая тарифных решений погрузить «в цифру». Использование средств автоматизации позволит более эффективно собирать, хранить и обрабатывать информацию.

Важной является проводимая в настоящее время работа по заключению регшуляторных контрактов между ФАС России, органами власти субъектов РФ и регулируемыми организациями. Каждый из методов тарифного регулирования должен быть проработан, отражать реальные направления повышения эффективности деятельности регулируемых организаций и учитывать ситуацию в экономике. В качестве одной из таких наработок был представлен метод предельного ценообразования в сфере связи.

Далее о координации сотрудничества антимонопольных органов государств-участников СНГ и выработке согласованной позиции по вопросам международной конкурентной политики для её представления на международных площадках рассказал Азам Усманов. Его доклад дополнил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, рассказав об итогах 16-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции, которая состоялась 5-7 июля 2017 года в г. Женеве.

Об опыте взаимодействия антимонопольных органов государств – участников СНГ и торговых сетей и их объединений рассказал первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Артур Карпович.

Доцент факультета менеджмента и права Цюрихской высшей школы прикладных наук Баби Фабио рассказал о мероприятиях для антимонопольных органов государств – участников СНГ, организуемых Цюрихской высшей школой прикладных наук.

Опыт работы Комиссии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства представила заместитель начальника управления социальной сферы и услуг - начальник отдела социальной сферы и бытовых услуг Республики Беларусь Дарья Орлова.

Далее начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев поделился опытом российского антимонопольного ведомства по снижению цен на лекарственные препараты.

ФАС России провела международное сравнительное исследование цен на дорогостоящие жизненно необходимые и важнейшие лекарства.

Для сравнительного анализа были взяты цены на 3 группы препаратов, которые включают около 1300 позиций лекарств, на которые Российская Федерация тратит наибольшее количество денежных средств. В анализе были задействованы цены из 43 стран мира, из которых более 20 стран являлись референтными, и на их основе в дальнейшем принимались решения о снижении цен в России.

Итоги исследования показали, что с одной стороны девальвация цен способствовала тому, что около 100 позиций лекарственных средств в России оказалась дешевле, чем в других странах. Однако большая часть лекарственных препаратов оказалась значительно дороже чем в референтных странах.

В России действует перечень лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который все больницы берут как основу для закупок. Попасть в этот список новым компаниям довольно сложно, нужно подготовить большой пакет документов и зарегистрировать цену.

Говоря о действиях ФАС  России по снижению цен, Тимофей Нижегородцев отметил, что с целью недопущения возможного дефицита, ведомство не стало применять жесткие санкции и отменять регистрацию цен. Вместо этого компаниям было предложено добровольно снизить завышенные цены.

«В итоге, компании пошли на встречу. Ни одна компания не смогла оспорить нашу аргументацию, подкрепленную сравнительным анализом рынка, - рассказал докладчик. - В среднем снижение цен составило около 50% на 451 позицию дорогостоящих жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Это привело в серьезному экономическому эффекту в системе здравоохранения. Экономия при закупках Минздравом уже в первый год составила более 5 млрд рублей».

В завершение доклада он привел рекомендации и предложения по регистрации цен, которые могут пригодиться в практической работе участникам заседания.

 

 

Справка:

МСАП был учрежден в 1993 году в соответствии с Договором, подписанным главами правительств всех государств- участников СНГ. Основная цель Договора – создание правовых и организационных основ сотрудничества по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции, недопущение монополистической деятельности и/или недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, наносящей ущерб экономическим интересам государств - участников СНГ.

Впоследствии цели, задачи и механизмы реализации согласованной антимонопольной политики в СНГ, определенные Договором, были уточнены и дополнены в новой редакции Договора, подписанной Советом глав правительств СНГ 25 января 2000 года. В Договоре конкретизированы задачи антимонопольных органов по обеспечению тесного сотрудничества в области конкурентной политики, даны определения и общие правила конкуренции, касающиеся злоупотребления доминирующим положением; ограничительных соглашений; недобросовестной конкуренции.

 

298A0181.JPG