• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на поступившие вопросы по итогам публичных обсуждений за 3 квартал 2017 года

С 29 сентября 2017 года вступают в силу новые правила введения полного и (или) частичного ограничения электрической энергии. Что нового предусмотрено данными правилами?

 

Правительство Российской Федерации постановлением от 24.05.2017 № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» скорректировало порядок введения полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии.

В настоящее время Правила введения ограничения режима потребления электроэнергии предполагают выполнение поставщиком трех обязательных этапов процедуры отключения абонента от электроснабжения:

1. Потребитель по указанию поставщика обязан самостоятельно ввести самоограничение некоторых объектов;

2. Поставщик вводит частичное ограничение режима потребления.

3. Производится полное отключение абонента от энергоснабжения.

Теперь процедура введения ограничений в общем случае сокращается до одного этапа— введения полного ограничения потребления электроэнергии. При этом частичное ограничение может вводиться только в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, до уровня соответственно технологической и (или) аварийной брони, а также в отношении потребителей, не отнесенных к указанной категории, но имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, — до уровня технологической брони.

Кроме того, постановлением:

— устанавливается открытый перечень способов уведомления потребителей о введении ограничений потребления электрической энергии (мощности). В частности, вводится возможность использования для указанных целей смс-сообщений, сообщений на адрес электронной почты, путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату услуг, публикацией в СМИ и рядом иных способов;

— уточняется механизм самостоятельного ограничения потребления электроэнергии. Такие ограничения устанавливаются в целях предотвращения ограничения или прекращения подачи электрической энергии третьим лицам. Самостоятельное ограничение режима потребления должно осуществляться с учетом содержащихся в уведомлении о введении ограничения режима потребления сведений об установленном для каждого исполнителя (субисполнителя) уровне, до которого такой исполнитель (субисполнитель) обязан сократить объем подачи электроэнергии этому потребителю;

— устанавливается, что для граждан — потребителей электроэнергии (за исключением граждан — потребителей коммунальной услуги по электроснабжению), ограничение потребления электроэнергии осуществляется в общем порядке. Ранее для указанных лиц устанавливался специальный порядок введения ограничений;

- предусматриваются способы осуществления контроля за соблюдением потребителем введенного ограничения электропотребления, вводится обязательная выплата инициатору введения ограничения фиксированной суммы в счет компенсации понесенных расходов, являющейся обязательным условием возобновления режима потребления.

Также в отдельные нормативные правовые акты Правительства РФ вносятся изменения, которыми уточняется состав условий договоров, заключаемых на розничных рынках, порядок раскрытия информации субъектами электроэнергетики, их права и обязанности.

Постановление вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования. Документ был опубликован 31.05.2017.

 

Как изменились размеры штрафов за заключение картельных соглашений в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»?

 

Законом № 74-ФЗ внесены изменения в статью 14.32 КоАП РФ, устанавливающие дифференциацию административной ответственности за заключение и участие в различных видах антиконкурентных соглашений, координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов и осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в зависимости от степени общественной опасности соответствующих

деяний.

По сравнению с предыдущей редакцией статьи 14.32 КоАП РФ ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за заключение соглашения, признаваемого картелем (за исключением соглашений,

указанных в части 2 рассматриваемой статьи) повышена.

Ответственность должностных лиц (лиц2, чье неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей привело к совершению административного правонарушения) возросла:

- минимальный размер административного штрафа составлявший ранее 20 тыс. рублей увеличен до 40 тыс. рублей;

- минимальный срок дисквалификации – с 6 месяцев до 1 года3.

Ответственность юридических лиц возросла:

минимальный размер административного штрафа составлявший ранее 1/100 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение увеличен до 3/100.

В самостоятельную часть статьи 14.32 КоАП РФ выделена ответственность за заключение соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них:

 На должностных лиц – в виде административного штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

На юридических лиц – от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.

 

Николай Станиславович, расскажите, пожалуйста, какую работу сейчас ведет антимонопольная служба в сегменте продовольственных рынков?

НМ: Такую же работу, как и на всех остальных рынках. Мы смотрим, чтобы не было нарушений законодательства о конкуренции и других законов, которые входят в нашу сферу деятельности. Прежде всего это законодательство о торговле, которое тоже частично контролируется Федеральной антимонопольной службой. Работа эта ведется на постоянной основе. Во-первых, согласно поручению Правительства нами осуществляется мониторинг цен на отдельные виды продукции агропромышленного комплекса. Во-вторых, наша задача согласно Закону о конкуренции - это контроль экономической концентрации, поэтому все крупные сделки, которые совершаются в сфере агропромышленного комплекса обязательно проходят через антимонопольную службу, для того, чтобы не допустить возникновения монополии или усиления отдельных компаний на товарных рынках. В-третьих, в ведении службы находятся вопросы недобросовестной конкуренции и рекламной деятельности.

Вы прекрасно знаете, насколько вопросы недобросовестной конкуренции и нечестной рекламы распространены на агропродовольственных рынках. С фальсифицированной продукцией, с предоставлением недостоверной информации о товаре, с воровством чужих товарных знаков и производством товаров, сходных до степени смешения с продукцией известных брендов мы разбираемся. Это стандартные направления нашей работы.

Прежде всего потребителей волнует вопрос цен на продукцию АПК. Но продукция агропромышленного комплекса в Российской Федерации находится на свободном рынке, цены на нее государством не регулируются. Это надо всегда иметь в виду, когда нам предлагаются какие-то жесткие решения: давайте, вот эти цены снизим, вот эти повысим. Мы, конечно, можем и должны создать условия для того, чтобы что-то повышалось и снижалось, но в рамках свободного рынка и отсутствия государственного регулирования цен. Надо понимать, что наши возможности здесь не безграничны.

 

Николай Станиславович как совершенствуются функции ФАС в области контроля и надзора?

НС: Вы понимаете, мы все время отбиваемся от такой темы как «давление антимонопольных органов», «избыточный контроль» с нашей собственной стороны. Контрольно-надзорные органы все время критикуют за то, что они приходят и контролируют. Для того, чтобы избежать этой критики, сейчас у нас работает целая правительственная программа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

 Мы участвуем в этой программе и для себя определили в чем будет заключаться рискоориентированный подход. Выделили по степени риска разные отрасли. Естественно, что с отраслевой точки зрения, самые серьезные риски нарушения антимонопольного законодательства кроются в сфере естественных монополий. В инфраструктурных отраслях традиционно возбуждается очень много дел, и последствия для смежных отраслей там очень серьезные. И ущерб экономике может быть нанесен огромный.

С функциональной точки зрения, основной профиль риска – это цены в регулируемых отраслях и, во-вторых, это картели, то есть горизонтальные соглашения участников рынка.

Еще один аспект движения к такому предупредительному контролю и системному изменению контрольно-надзорных функций, это введение в последние годы в антимонопольное законодательство и активное применение системы предупреждений и предостережений. То есть до того, как поймать нарушителя, возбудить и рассмотреть дело, и оштрафовать его, мы пишем ему бумагу, в которой говорим: «Мы считаем, что здесь, здесь и здесь вы нарушаете законодательство. Будьте добры, в течение двух недель или месяца исправьте это нарушение». Если он исправляет нарушение, приходит к нам и доказывает, что все сделал правильно, то мы не возбуждаем дела и к ответственности его не привлекаем.

Эта мера привела к тому, что только за последний год количество дел о нарушении антимонопольного законодательства в снизилось в два раза. В два раза. Потому что во многих случаях по многим составам нарушения мы обязаны в соответствии с законом сначала выдать предупреждение, а потом, если оно не исполнено, уже наказывать нарушителя, а 80% наших предупреждений исполняются. То есть люди понимают прекрасно, что они допустили нарушение, что им лучше избежать колоссальных рисков, избежать прямых денежных и репутационных потерь. И они соглашаются с тем, что они что-то нарушили, им надо исправиться, следуют рекомендациям антимонопольного органа и делают это быстро. Соответственно, возможный вред для общества в данном случае минимизировался, а скорость исправления ситуации на рынке возросла в несколько раз. Таким образом, наша контрольно-надзорная деятельность совершенствуется.