Доклад к Публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Астраханского УФАС России за I квартал 2018 года по недобросовестной конкуренции

КОНТРОЛЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

В первом квартале 2018 года  в Астраханское УФАС России поступило 6 заявлений о наличии признаков недобросовестной конкуренции (в 1 квартале 2017 года —  13 заявлений).

По результатам рассмотрения обращений было выдано 4 предупреждение (в 1 квартале 2017 года — 3 предупреждения), которые в настоящее время находятся в стадии исполнения.

В первом квартале 2018 года заявления о наличии признаков недобросовестной конкуренции рассматривались в отношении следующих рынков товаров, работ, услуг: страховых услуг, услуг охраны нежилых объектов, ритуальных услуг, смартфонов, хлеба.

В Астраханское УФАС России обратилось ООО ЧОО «Волга-Щит» с заявлением о  недобросовестной конкуренции ООО ЧОО «ОА «Дружина» при участии в открытом аукционе   в электронной форме  на оказание услуг охраны (извещение № 0825200002317000005)  путем введения комиссии Государственного казенного учреждения Астраханской области  «Центр материально-технического обеспечения» (г.  Астрахань, ул. Бабушкина, д. 68; ОГРН 1143015002932; ИНН/КПП 3015103815/301501001) (далее — ГКУ АО «Центр материально-технического обеспечения») в заблуждение в отношении возможности вооружения сотрудников охраны огнестрельным оружием (вх. № 5207 от 01.06.2017 года).

По результатам рассмотрения указанного заявления, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Управление выдало ООО ЧОО «ОА «Дружина» предупреждение № 3-17 от 22.06.2017 года, в соответствии с которым в связи с наличием в действиях  ООО ЧОО «ОА «Дружина», выразившихся  в недобросовестной конкуренции при участии в открытом аукционе   в электронной форме  на оказание услуг охраны (извещение №0825200002317000005)  путем введения комиссии ГКУ АО «Центр материально-технического обеспечения» в заблуждение в отношении возможности вооружения сотрудников охраны огнестрельным оружием, признаков нарушения антимонопольного законодательств, предусмотренных п. 1 ст. 14.2  Закона о защите конкуренции,  ООО ЧОО «ОА «Дружина» надлежало устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства,  в срок до 31.08.2017 года  путем принятия распорядительного документа в отношении сотрудников ООО ЧОО «ОА «Дружина» о необходимости строго соблюдения требований п. 1 ст. 14.2  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” при участии в торгах на оказание услуг охраны  и ознакомления сотрудников  ООО ЧОО «ОА «Дружина» с указанным документом.

Указанное предупреждение ООО ЧОО «ОА «Дружина» в установленный срок не исполнило. В связи с указанным приказом Управления от 25.10.2017 года возбуждено дело № 10-К-05-17 по признакам нарушения  ООО ЧОО «ОА «Дружина»  п. 1 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

Признаки недобросовестной конкуренции ООО ЧОО «ОА «Дружина» выражены во введения аукционной комиссии ГКУ АО «Центр материально-технического обеспечения» в заблуждение в отношении возможности вооружения сотрудников охраны огнестрельным оружием при участии в открытом аукционе   в электронной форме  на оказание услуг охраны.

В соответствии с аукционной документацией объектами охраны являются нежилые помещения ГБУК АО «Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина» (г. Астрахань, ул. Свердлова, 81), Дом-музей им. В. Хлебникова (г. Астрахань, ул. Свердлова, 53),  Дом-музей им. Б. Кустодиева ( г. Астрахань, ул. Калинина, 26) и МКЦ «Дом купца Г.В. Тетюшинова» (г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 26).

Ответчик ООО ЧОО «ОА «Дружина»  и заявитель ООО «ЧОП «Волга-Щит» являются  конкурентами на рынке услуг охраны нежилых помещений в границах РФ.

Указанные хозяйствующие субъекты имеют лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Кроме того, и ООО ЧОО «ОА «Дружина»  и ООО «ЧОП «Волга-Щит» являлись участниками проводимого ГКУ АО «Центр материально-технического обеспечения» электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов  (извещение № 0825200002317000005).

В соответствии с п. 2.4 технического задания к  документации об электронном аукционе сотрудники охраны на объекте по ул. Свердлова, 81 должны быть вооружены огнестрельным нарезным короткоствольным боевым или служебным оружием.

При этом согласно п. 3 технического задания к  документации об электронном аукционе  на указанном объекте должен быть один охранник на посту охраны, работающем круглосуточно без выходных, и один охранник на дневном посту охраны.

Подав заявку на участие в аукционе, ООО ЧОО «ОА «Дружина»  заявило, что имеет указанную возможность.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приобретенное оружие подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе в двухнедельный срок со дня приобретения оружия. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия.

Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение служебного оружия, а также ежегодно проходить химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Подготовка работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке частных охранников, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями.

В организациях с особыми уставными задачами должности, связанные с учетом, хранением, выдачей или использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и патронов к огнестрельному оружию, не могут замещать лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.

Форма разрешения, которое должны иметь работники  юридических лиц с особыми уставными задачами, и порядок его выдачи  утверждены  приложением № 7 к приказу МВД России от 19.06.2012 N 609  "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему" (разрешение серии РСЛА).

ООО ЧОО «ОА «Дружина» имеет разрешение МВД РФ на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ №0169587 от 11.01.2017 года.

При этом, по информации Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Астраханской области вх. № 5861 от 19.06.2017 года, вх. № 10907 от 20.11.2017 года охранники ООО ЧОО «ОА «Дружина»  не имеют  разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему.

Следовательно, ООО ЧОО «ОА «Дружина» не имеет возможность выставления на посты охраны охранников, вооруженных огнестрельным оружием.

Однако подав заявку на участие в аукционе, ООО ЧОО «ОА «Дружина» ввело аукционную комиссию  в заблуждение в отношении возможности выставления на посты охраны охранников, вооруженных огнестрельным оружием.

ООО ЧОО «ОА «Дружина»,  введя аукционную комиссию  в заблуждение в отношении возможности выставления на посты охраны охранников, вооруженных огнестрельным оружием, совершило запрещенный  п. 1 ст. 14.2  Закона о защите конкуренции акт недобросовестной конкуренции.

В случае, если бы ООО ЧОО «ОА «Дружина» не подавало заявку на участие в аукционе, победителем аукциона было бы признано иное лицо.

То есть, ООО ЧОО «ОА «Дружина», подавая заявку на участие в аукционе и вводя аукционную комиссию в заблуждение в отношении возможности выставления на посты охраны охранников, вооруженных огнестрельным оружием, причинило убытки своим конкурентам, в том числе ООО ЧОП «Волга-Щит», также подавшим заявку на участие в аукционе, но имеющим возможность  выставления на посты охраны охранников, вооруженных огнестрельным оружием.

Таким образом, ООО ЧОО «ОА «Дружина» нарушило п. 1 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.