• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на вопросы, поступившие на публичных слушаниях за 1 квартал 2018 года

1 КАКИМ ОБРАЗОМ ЗАКУПЩИК В ДОКУМЕНТАЦИИ ДОЛЖЕН УКАЗЫВАТЬ АРГУМЕНТАЦИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ИЗЛИШНИХ, ПО МНЕНИЮ УФАС, ТРЕБОВАНИЙ К ТОВАРАМ ПО 44-ФЗ, ЕСЛИ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРАМ УСТАНОВЛЕНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТАМИ И, ПО МНЕНИЮ ЗАКАЗЧИКА, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИЗЛИШНИМИ?

 

 

Согласно 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки Заказчики должны использовать показатели, требования, касающиеся характеристик товаров, работ, услуг, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и стандартизации.

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются такие показатели, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При этом 44-ФЗ не установлено каких-либо требований к такому обоснованию.

Одновременно, при описании объекта Закупки недопустимо устанавливать требования к указанию (как в виде конкретного, так и в виде сохранения неизменного значения) характеристик, значения которых определяются по результатам испытаний определенной партии товара и не указываются в документах о качестве, на этикетках, маркировке согласно ГОСТ. При этом параметры товара, значения которых становятся известными по результатам испытаний, напрямую определены ГОСТ.

  1.  КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ВОЗНИКАЮТ ПРИ РАЗГРАНИЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПО СТ. 10 ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ И СТ. 9.21 КОАП РФ?

 

 

При поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, указанное обращение подлежит квалификации как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Следует учитывать, что со вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормам статьи 9.21 КоАП РФ был придан специальный характер по отношению к нормам статьи 14.31 КоАП РФ.

Указанный вывод следует из описания диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП РФ в действующей редакции, согласно которой административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Пленумы  Верховного  Суда  Российской  Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений указывают на необходимость при квалификации административных правонарушений учитывать приоритет специальных норм Особенной части КоАП РФ перед ее общими нормами (например, пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП РФ, дело о нарушении антимонопольного законодательства, а именно статьи 10 Закона о Защите конкуренции, в таком случае не возбуждается.

Данная позиция изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 7, утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, подробнее с которыми Вы можете ознакомиться на сайте ФАС России, а также в справочно-правовых системах.

          3.КаКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ПО УСТАНОВЛЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ТОВАРОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ ПО 44-ФЗ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ (ПИСЬМА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И Т.Д.)?  

 

 

Такими документами являются технические регламенты и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации.

Доводы Заказчиков о том, что ряд производителей указывает значения по оспариваемым характеристикам, не могут свидетельствовать об объективном описании объекта закупки, ввиду того, что у производителей/поставщиков отсутствует обязанность размещения информации о своей продукции и ее характеристиках в системе «Интернет».

Вместе с тем, если речь идет о товарах, по которым такие регламенты и документы не разработаны и не применяются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и стандартизации, то доказательствами отсутствия ограничения количества участников закупки могут являться письма производителей, поставщиков и т. д.

  1.  Как изменятся задачи Астраханского УФАС России после принятия Указа Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции от 21 декабря 2017 года N 618?

 

 

 

Самым главным направлением Астраханского УФАС России становится реализация Указа №618. Стратегически помимо надзорной деятельности антимонопольный орган становится органом руководящим процессом развития конкуренции в регионе.

В частности, деятельность Управления будет направлена на реализацию Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденного Указом, которым, например предусмотрено:

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

 

 

 

 

4..ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ  НА ФАСАДЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА РАЗМЕЩЕНА РЕКЛАМА БЕЗ СОГЛАСИЯ ЖИЛЬЦОВ?

 

        

 

 

Для ответа на данный вопрос прежде всего разграничим понятия "вывеска" и "реклама".

         Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         В свою очередь, вывеска содержит, в частности информацию, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя, а именно наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

         Рекламную конструкцию можно установить по договору с собственником недвижимости, к которой она присоединяется, либо с лицом, управомоченным собственником. Поскольку многоквартирные дома и жилые помещения в них могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, ответ на вопрос, необходимо ли согласие жильцов на размещение рекламной конструкции, зависит от того, в чьей собственности находится МКД и жилые помещения в нем.

         1. Если Многоквартирный дом находится в государственной или муниципальной собственности

         В данном случае согласие жильцов, не являющихся собственниками приватизированных в таком доме квартир, на установку рекламной конструкции не требуется.

         Тем не менее рекламная конструкция должна быть размещена на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного по результатам торгов, разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

         Если есть основания полагать, что при установке рекламной конструкций на фасаде многоквартирного дома были нарушены нормы законодательства, вы можете обратиться в уполномоченные органы для проверки законности установки и эксплуатации рекламной конструкции.

         2. Если Многоквартирный дом находится в частной собственности

         В данном случае установка и эксплуатация рекламной конструкции возможны с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.

         Если рекламная конструкция установлена на фасаде многоквартирного дома без согласия собственников помещений, вы вправе обратиться в вышеуказанные уполномоченные органы и дополнительно:

1) направить подготовленное обращение в уполномоченный орган по региональному государственному жилищному надзору.

2) инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу обращения в суд с заявлением о взыскании неосновательного обогащения с владельца рекламной конструкции в связи с неправомерным использованием общего имущества собственников помещений.

 

 

5.ЕСЛИ Я РЕАЛИЗУЮ ПИВО, ТО МОЖНО ЛИ МНЕ ЕГО РЕКЛАМИРОВАТЬ? А ЕСЛИ МОЖНО, ТО КАК И ГДЕ?

 

        

 

 

Изменения в Закон «О рекламе», вступившие в силу с 22 июля 2014 года, сняли полный запрет на рекламу пива, и до января 2019 года реклама пива ограниченно разрешена.         

        

         Кто может рекламировать пиво: 

- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, производитель либо продавец. 

         Где можно рекламировать пиво: 

- в периодических печатных изданиях кроме обложки, первой и последней страницы газет и журналов;

- на телевидении и радио во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), а также на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, кроме детско-юношеских спортивных мероприятий; 

- в местах розничной продажи алкогольной продукции. Внимательно отнеситесь к рекламе в торговых центрах, поскольку местом реализации алкогольной продукции считается не все здание ТЦ, а только определенная торговая площадь. Поэтому аудиореклама пива, транслируемая на весь ТЦ, запрещена;

- в спортивных сооружениях и на расстоянии 100 метров от них, но только в период проведения официальных спортивных мероприятий. Такая реклама пива допускается только словесными обозначениями: исключительно наименование производимой продукции (например, товарный знак «Кулер Лайм») или наименование производителя (например, бренд «Балтика»).

 

         Где нельзя рекламировать пиво: 

- в Интернете (в социальных сетях, в контекстной рекламе). Рекламораспространителем в таком случае будет признан администратор доменного имени. 

- на первой и последней полосах газет и первой и последней страницах и обложках журналов;

- в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; - в телепрограммах и радиопрограммах, за исключением трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок, кроме детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера);

- при кино- и видеообслуживании;

- на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования (кроме мест розничной продажи алкогольной продукции);

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

 

         Особые условия рекламы пива

         На рекламу пива также распространяются и иные требования статьи 21 Закона «О рекламе», касающиеся алкогольной продукции. Например, обязательна предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, которая должна составлять не менее 10% от рекламной площади (пространства). 

         А вот безалкогольное пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции, поскольку содержит в себе не более 0,5 процента этилового спирта в объеме готовой продукции. Следовательно, его можно рекламировать без ограничений, установленных статьей 21 Закона «О рекламе».

         Ответственность за рекламу пива 

Отвечают за нарушение рекламы пива рекламодатель и рекламораспространитель. Штрафы за рекламу пива составляют от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

 

6. С экранов телевизоров мы часто видим рекламу медицинских препаратов и услуг. Как относиться к данной рекламе? Какие сведения (информация) обязательно должны присутствовать в рекламе медицинских препаратов и медицинских услуг?

 

 

 

 

 

 

Ответ: Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины содержатся в ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ. В соответствии с ч. 7 ст 24  Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

 

 

7. Установлены ли законодательством Российской Федерации какие-либо требования к размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и какова ответственность за нарушение указанных требований.

 

 

 

 

 

 

Ответ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации. За несоблюдение данных требований предусмотренна ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП. Ответственность за несоблюдение вышеуказанных требований в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ несет Рекламораспространитель.