Доклад к Публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Астраханского УФАС России за III квартал 2018 года по контролю недобросовестной конкуренции

В отчетный период Астраханское УФАС России возбудило 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «МРСК Юга».

 

В Астраханское УФАС России 18.07.2018 вх. №6839 поступила жалоба Федерального казенного учреждения исправительная колония №8 (далее ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области) (адрес: ул. Советской Гвардии, 50, г. Астрахань, 414044) от 18.07.2018 №36/16-98 на действия ПАО «МРСК Юга», выразившиеся в неправомерном составлении акта о неучтенном потреблении от 27.10.2017 №004461 энергопринимающих устройств, расположенных по адресу ул. Советской Гвардии, 50, г. Астрахань на общую сумму 21194078, 59 руб.

При рассмотрении жалобы установлено, что между  ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен Государственный контракт на поставку электроэнергии № 1359/23/123 от 16.08.2017.

При проведении ПАО «МРСК Юга» проверки учета электрической энергии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области, по точкам учета, расположенным по адресу ул. Советской Гвардии, 50, г. Астрахань было установлено истечение срока межповерочного интервала трансформатора тока, входящего в измерительный комплекс по точке поставки «подстанция резиновая» и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 27.10.2017 №004461.

К акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 27.10.2017 №004461 приложен расчет потребления электрической энергии за период с 11.03.2017 по 27.10.2017, который составил 3918400 кВтч.

Согласно пункту 195 Основных положений 442 объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) (абзац четвертый пункта 195 Основных положений).

ПАО «МРСК Юга» письмом от 31.10.2017 №АЭ/103/3301 направило в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» расчет к акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 27.10.2017 №004461.

ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области претензию по акту о неучтенном потреблении электрической энергии №004461 от 27.10.17 на сумму 21194078,59 руб. и счет на оплату №00002094380 от 31.10.2017.

Пунктом 48 Основных положений № 442 предусмотрено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Согласно абзацу второму подпункту "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, направление ПАО "МРСК Юга" расчета объема неучтенной электроэнергии по акту №004461 от 27.10.2017 энергопринимающими устройствами ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области, расположенными по адресу: ул. Советской Гвардии, д. 50, г. Астрахань ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» свидетельствует об угрозе ущемления интересов ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области в сфере предпринимательской деятельности.

Угроза ущемления интересов ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области в рассматриваемом деле выражается в необходимости оплаты завышенных сумм за потребление электрической энергии, указанных в счёте гарантирующего поставщика на оплату №00002094380 от 31.10.2017, в случае же их неоплаты гарантирующий поставщик в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, вправе ввести ограничение поставки электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области.

На основании изложенного приказом руководителя Астраханского УФАС России от 17.08.2018 №109 в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Дело находится в стадии рассмотрения.

 

 

В Астраханское УФАС России 18.07.2018 вх. №6864 поступила жалоба Федерального казенного учреждения следственный изолятор №1 УФСИН России по Астраханской области (далее ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области) (адрес: ул. Бурова/пер. Буровский, 2/2, г. Астрахань, 414000) от 18.07.2018 №30/39/1/11-7149 на действия ПАО «МРСК Юга» выразившиеся в неправомерном составлении актов о неучтенном потреблении от 04.10.2017 №004830 и от 04.10.2017 №004831 энергопринимающих устройств, расположенных по адресу ул. Бурова/пер. Буровский, 2/2, г. Астрахань на общую сумму 5562640, 68 руб.

При рассмотрении жалобы установлено, что между  ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения № 25-810-01675/80862.

При проведении ПАО «МРСК Юга» проверки учета электрической энергии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, по точкам учета, расположенным по адресу ул. Бурова/пер. Буровский, 2/2, г. Астрахань было установлено истечение срока межповерочного интервала трансформаторов тока, входящих в измерительный комплекс и составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 04.10.2017 №004830 и от 04.10.2017 №004831.

К акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 04.10.2017 №004830 приложена справка-расчет объема и стоимости неучтенной электроэнергии за период с 05.10.2016 по 05.10.2017, который составил 838, 858 Мвт/ч.

К акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 04.10.2017 №004831 приложена справка-расчет объема и стоимости неучтенной электроэнергии за период с 05.10.2016 по 05.10.2017, который составил 838, 858 Мвт/ч.

Согласно пункту 195 Основных положений 442 объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Согласно актам о неучтенном потреблении электрической энергии от 04.10.2017 №004830 и от 04.10.2017 №004831 датой предыдущей проверки является 09.07.2013 г.

В соответствии с абзацем 2 пункта 172 Основных положений 442 проверка расчетных приборов учета должна проводиться не реже 1 раза в год. Следовательно, следующая проверка должна была быть проведена не позднее 09.07.2017.

Таким образом, объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) должен был определяться с 09.07.2017 года.

Однако ПАО «МРСК Юга» произвело расчет объема потребленной электрической энергии с 05.10.2016 года.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) (абзац четвертый пункта 195 Основных положений).

ПАО «МРСК Юга» направило в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» справку-расчет объема и стоимости неучтенной электроэнергии к актам о неучтенном потреблении электрической энергии от 04.10.2017 №004830 и от 04.10.2017 №004831.

ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» письмом от 01.11.2017 №15-04-05/3585 направило ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области претензию по акту о неучтенном потреблении электрической энергии №004830 от 04.10.17 на сумму 2072465, 94 руб и счет на оплату №00002022046 от 30.10.2017, а письмом от 01.11.2017 №15-04-05/3590 - претензию по акту о неучтенном потреблении электрической энергии №004831 от 04.10.17 на сумму 3490174, 74 руб. и счет на оплату №00002022047 от 30.10.2017.

Пунктом 48 Основных положений № 442 предусмотрено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Согласно абзацу второму подпункту "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного приказом руководителя Астраханского УФАС России от 08.08.2018 №108 в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Дело находится в стадии рассмотрения.

 

В отчетном периоде Астраханским УФАС России было рассмотрено заявление Службы по тарифам Астраханской области о нарушении антимонопольного законодательства МКУ «Управление ЖКХ» и ООО УК «Теплоэнергосервис» при заключении договора аренды муниципального имущества, предназначеного для производства тепловой энергии от 24.01.2017 №4-А без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона о защите конкуренции от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (далее Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.

Таким образом, договор аренды № 4-А от 24.01.2017, заключенный между МКУ «Управление ЖКХ» и ООО УК «Теплоэнергосервис» без проведения конкурса, содержит признаки нарушения ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции и может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, Управлением возбуждено дело по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно коммунального хозяйства» и Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Теплоэнергосервис» части 4  статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения антимонопольным органом дела №15-К-03-18, было вынесено решение, которым МКУ «Управление ЖКХ»  и ООО УК «Теплоэнергосервис»  признаны нарушившими части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключив договор аренды № 4-А от 24.01.2017 без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке продолжает оставаться одним из самых общественно опасных деяний. В третьем квартале 2018 года за злоупотребление доминирующим положением Управлением на монополистов наложено штрафов на сумму 2 225 000 руб.