Доклад о результатах деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в четвертом квартале 2018 года

В 4 квартале 2018 года в порядке статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Астраханское УФАС России (далее также — Управление) поступило 99 жалоб на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых 21 жалоба была возвращена в связи с нарушением подателями жалоб требований частей 8-10 статьи 105 Закона о контрактной системе, касающихся порядка оформления жалоб.

На основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе 13 жалоб отозваны самими заявителями.

Из 65 рассмотренных жалоб обоснованными признаны 15 жалоб, а 50 – необоснованными. По результатам их рассмотрения антимонопольным органом было выдано 17 предписаний. Все выданные предписания исполнены.

Помимо рассмотрения жалоб и проведения в связи с их рассмотрением внеплановых проверок Астраханским УФАС России на основании обращений, поданных в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, было проведено 29 внеплановых проверок, по результатам которых были выявлены 24 закупки, осуществление которых проведено с нарушением Закона о контрактной системе. По результатам проведения внеплановых проверок антимонопольным органом были выданы 2 предписания, которые были исполнены.

 

Основными нарушениями Закона о контрактной системе в отчетном периоде явились:

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление в связи с этим таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке несоответствующими требованиям документации о закупке и отстранения подавших такие заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок.

 

Так, например, 21.11.2018 Астраханским УФАС России было принято решение № 139-18 по итогам проверки ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» (далее — Учреждение) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставку химиотерапевтических препаратов (реестровые номера извещений на сайте www.zakupki.gov.ru: 0325200001618000312, 0325200001618000313, 0325200001618000314, 0325200001618000315, 0325200001618000316, 0325200001618000317, 0325200001618000318, 0325200001618000319, 0325200001618000320, 0325200001618000321, 0325200001618000322, 0325200001618000324, 0325200001618000325, 0325200001618000327, 0325200001618000328) (далее - Аукционы), которым установлен факт нарушения Учреждением пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении Аукционов, выразившегося в искусственном «дроблении» 4 закупок на множество закупок (15) до 1 000 000 рублей, что привело к преднамеренному уклонению от запрета, установленного пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, то есть запрета на объединение в одном объекте закупки лекарственных средств с различными МНН при Н(М)ЦК, превышающей 1 млн. руб.

 

В 4 квартале 2018 года возбуждено 91 административное дело за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Вынесено постановлений о наложении административных штрафов по 91 делу на общую сумму 1 739 тыс. руб., взыскано 1 308,5 тыс. руб.[1]

 

В отчетном периоде в Управление от заказчиков поступило 11 обращений о включении сведений о лицах, уклонившихся от заключения либо исполнения государственных и муниципальных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из них 7 обращений  удовлетворены.

 

 

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля   соблюдения статей 17, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в первом квартале 2018 года

 

В 4 квартале 2018 года Астраханским УФАС России было возбуждено 1 дело о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее также — Закон о защите конкуренции). Из них:

- по статье 17 — 1.

Указанное дело находится в стадии рассмотрения.

Нарушение выразилось в заключении договоров на проведение ремонтных работ путем осуществления закупки у единственного поставщика с преднамеренной и умышленной разбивкой стоимости отдельного заказа на несколько договоров, что могло привести к ограничению конкуренции.

Кроме того, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в 4-м квартале 2018 года Управлением было рассмотрено 18 жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Из поступивших в Управление жалоб обоснованными были признаны 12.

По итогам рассмотрения вышеуказанных жалоб  предписания не выдавались.

Так, например, по результатам рассмотрения жалобы ООО «Авто-Экспресс-4», поданной в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, на действия организатора конкурса – администрации муниципального образования «Город Астрахань» в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок администрации муниципального образования «Город Астрахань» при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту г.Астрахани №50С, Астраханским УФАС России было принято решение от 13.12.2018 № 57-НТ-04-18, которым установлен факт нарушения организатором конкурса части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Данные нарушения выразились в неопубликовании всей информации, необходимой для подготовки заявок на участие в конкурсе.

Во 4 квартале 2018 г. в Управление поступило 2 обращения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Сведения об одном участнике были включены в Реестр приказом Астраханского УФАС России от 13.11.2018 №148-п, в отношении второго участника, во включении сведений в Реестр отказано.

 

За нарушение антимонопольного законодательства Управлением в отчетном периоде возбуждено 12 административных дел, наложено штрафов на сумму 30 тыс. руб. и взыскано штрафов на сумму 99 тыс. руб.[2]

 

[1]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 17.12.2018

[2]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 17.12.2018