Доклад о результатах деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в 1 квартале 2019 года

В 1 квартале 2019 года в порядке статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Астраханское УФАС России (далее также — Управление) поступили 64 жалобы на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых 8 жалоб были возвращены в связи с нарушением подателями жалоб требований частей 8-10 статьи 105 Закона о контрактной системе, касающихся порядка оформления жалоб.

На основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе 10 жалоб отозваны самими заявителями.

Из 46 рассмотренных жалоб обоснованными признаны 21 жалоба, а 25 – необоснованными. По результатам их рассмотрения антимонопольным органом было выдано 20 предписаний. Все выданные предписания исполнены.

Помимо рассмотрения жалоб и проведения в связи с их рассмотрением внеплановых проверок Астраханским УФАС России на основании обращений, поданных в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, было проведено 20 внеплановых проверок, по результатам которых было выявлено 35 закупок, осуществление которых проведено с нарушением Закона о контрактной системе.

 

Основными нарушениями Закона о контрактной системе в отчетном периоде явились:

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление в связи с этим таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке несоответствующими требованиям документации о закупке и отстранения подавших такие заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок;

- искусственное дробление закупки на несколько сделок с целью уклонения от применения конкурентных способов закупок.

 

Так, например, 04.03.2019 Астраханским УФАС России было принято решение № 030/06/24-115/2019 по итогам внеплановой проверки ФГБУ «Астраханский ордена Трудового Красного Знамени государственный природный биосферный заповедник» (далее - Учреждение) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при заключении контрактов: №138/18/2018 от 06.08.2018; №146/08/2018 от 16.08.2018; №172/10/2018 от 02.10.2018, которым установлен факт нарушения Учреждением части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившегося в искусственном «дроблении» единой закупки на 3 сделки на сумму до 400 000 рублей каждая в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

 

Кроме того, возбуждено 185 административных дел за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Вынесено постановлений о наложении административных штрафов по 96 делам на общую сумму 1 586 тыс. руб., взыскано 734,4 тыс. руб.[1]

 

В отчетном периоде в Управление от заказчиков поступило 10 обращений о включении сведений о лицах, уклонившихся от заключения либо исполнения государственных и муниципальных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из них 6 обращений  удовлетворены.

 

 

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля   соблюдения статей 17, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в первом квартале 2019 года

 

В 1 квартале 2019 года Астраханским УФАС России было возбуждено 1 дело о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее также — Закон о защите конкуренции). Из них:

- по статье 17 — 1.

Указанное дело находится в стадии рассмотрения.

Нарушение выразилось в предоставлении преимущественных условий отдельным участникам открытого конкурса на размещение нестационарных торговых объектов на территории г.Астрахани.

Кроме того, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Управлением было рассмотрено 14 жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Из поступивших в Управление жалоб обоснованными были признаны 4.

По итогам рассмотрения вышеуказанных жалоб было выдано 2 предписания, которые находятся в стадии исполнения.

Так, например, по результатам рассмотрения жалобы ООО «БТ СВАП», поданной в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, на действия организатора закупки – ООО «Астраханские тепловые сети» при проведении запроса технико-коммерческих предложений на поставку ППУ РСТ (скорлупы, отводы), а также матов минераловатных и ленты бандажной оцинкованной, Астраханским УФАС России было принято решение от 21.02.2019 030/07/18.1-088/2019, которым установлен факт нарушения организатором закупки п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данное нарушение выразилось в установлении требований к участникам закупки, которые существенно сужают круг таких участников.

Обращения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в Управление не поступали.

 

За нарушение антимонопольного законодательства Управлением в отчетном периоде возбуждены 2 административных дела, наложено штрафов на сумму 108 тыс. руб. и взыскано штрафов на сумму 15 тыс. руб.[2]

 

[1]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 13.03.2019

[2]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 13.03.2019