Доклад по антимонопольному комплаенсу к публичным обсуждениям правоприменительной практики Астраханского УФАС за 1 квартал 2019 года

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», одним из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции является:

снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Пунктом 7    Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 определено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, которыми необходимо руководствоваться при проведении антимонопольного комплаенса:

  • открытость антимонопольной политики;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции.

 

Цели антимонопольного комплаенса:

  • обеспечение соответствия деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
  • профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти.

Задачи антимонопольного комплаенса:

  • выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  • управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
  • контроль за соответствием деятельности органа исполнительной власти

требованиям антимонопольного законодательства;

  • оценка эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

Принципы антимонопольного комплаенса:

а) заинтересованность руководства органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) обеспечение информационной открытости функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;

г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти;

д) совершенствование антимонопольного комплаенса.

Термины:

«антимонопольный комплаенс» - организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

«доклад об антимонопольном комплаенсе» - документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;

«коллегиальный орган» - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

«риски нарушения антимонопольного законодательства» - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопушения конкуренции;

«уполномоченное подразделение» - подразделение органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти.

Правовой акт о комплаенсе должен содержать:

  • сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти, и о его коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
  • порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательствапри осуществлении органом власти своей деятельности;
  • порядок ознакомления служащих органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
  • меры, направленные на осуществление органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
  • ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопльного комплаенса в органе исполнительной власти.

Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт).

Организационная структура антимонопольного комплаенса:

Коллегиальный орган — оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;

Руководитель органа исполнительной власти (ОИВ) — утверждение описания рисков, мероприятий по устранению (минимизации) рисков, доклада об антимонопольном комплаенсе, применение ответственности;

Уполномоченное подразделение — деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса.

Руководитель ОИВ:

Осуществляет общий контроль за организациейи функционированием в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса:

а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;

б) применияет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе;

рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган:

Принципы определения уполномоченного подразделения (назначения должностного лица):

а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лици) непосредственно руководителю органа исполнительной власти);

б)достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

Функции уполномоченного подразделения (должностного лици):

а) подготовка и предоставление руководителю органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;

г) консультирование служащих органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

у) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;

ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;

з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;

и) информирование руководителя органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

Функции коллегиального органа:

а) рассмотрение и оценка мероприятий органа исполнительной власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при органе исполнительной власти.

Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства:

Проводится регулярно, не реже 1 раза в год.

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов органа исполнительной власти;

в)анализ проектов нормативных правовых актов органа исполнительной власти;

г) мониторинг и анализ практики применения органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

На основе анализа, проведенного органом власти нарушения антимонопольного законодательства, составляются карты рисков:

Матрица рисков:

Уровень риска

Последствия

Высокий

Выдача предупреждения и (или) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация)

Существенный

Возможность выдачи предупреждения и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства

Незначительный

Возможность выдачи предупреждения

НизкийДол

Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства наложения штрафов отсутствует.

На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.

Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства органами исполнительной власти.

Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Мероприятия по снижению рисков нарушения

антимонопольного законодательства

«Дорожная карта» снижения рисков

 

Разрабатывается (не реже 1 раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).

< наименование мероприятий;

< описание действий, направленных на исполнение мероприятий;

< должностное лицо (структурное подразделение) органа власти, ответственное за исполнение мероприятия;

< срок исполнения мероприятия;

< показатели выполнения мероприятий.

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Доклад об антимонопольном комплаенсе

должен содержать:

  • информацию о проведении выявления и оценки рисков;
  • информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков;
  • информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
  • информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации комплаенса.

Утверждается коллегиальным органом.

Информация о внедрении антимонопольного комплаенса подлежит включению в ежегодный Доклад о состоянии конкуренции, представляемый ФАС России в Правительство Российской Федерации.

 

Оценка эффективности функционирования

в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса

 

Ключевые показатели эффективности фкнкционирования антимонопольного комплаенса.

Устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа исполнительной власти в целом.

Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже 1 раза в год.

Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 года №2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).

В силу подпункта «е» пункта 2 Национального плана высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо, в частности:

  • принять до 1 марта 2019 года меры, направленные на создание и организацию состемы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации Национального плана.