Доклад о результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в третьем квартале 2019 года

В 3 квартале 2019 года в порядке статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Астраханское УФАС России (далее также — Управление) поступило 119 жалоб на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых 16 жалоб были возвращены в связи с нарушением подателями жалоб требований частей 8-10 статьи 105 Закона о контрактной системе, касающихся порядка оформления жалоб.

На основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе 11 жалоб отозваны самими заявителями.

Из 92 рассмотренных жалоб обоснованными признаны 43 жалобы, а 49 – необоснованными. По результатам их рассмотрения антимонопольным органом было выдано 26 предписаний. Все выданные предписания исполнены.

Помимо рассмотрения жалоб и проведения в связи с их рассмотрением внеплановых проверок Астраханским УФАС России на основании обращений, поданных в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, было проведено 35 внеплановых проверок, по результатам которых были выявлены 43 закупки, осуществление которых проведено с нарушением Закона о контрактной системе.

 

Основными нарушениями Закона о контрактной системе в данном периоде явились:

- описание таких объектов закупки, как лекарственные препараты, медицинские изделия и медицинская техника, с нарушением Закона о контрактной системе и без соблюдения соответствующих подзаконных нормативных правовых актов;

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление в связи с этим таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке несоответствующими требованиям документации о закупке и отстранения подавших такие заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок;

- искусственное дробление закупки на несколько сделок с целью уклонения от применения конкурентных способов закупок.

Большинство из указанных нарушений допущено при закупке лекарственных средств и медицинского оборудования такими медицинскими организациями, как ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница, ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер», ГБУЗ АО «ГКБ № 3», а также Министерством здравоохранения Астраханской области.

Кроме того, значимая доля нарушений допущена при закупке строительных работ, в частности, ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области».

 

Также Управлением проведены 13 проверок в отношении закупок, осуществляемых в рамках реализации национальных проектов, по итогам которых в 6 случаев выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, выдано 5 предписаний об устранении установленных нарушений.

Примеры:

1) В Астраханское УФАС России поступила жалоба на действия ГБУЗ Астраханской области «Областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного томографа.

Астраханское УФАС России провело внеплановую проверку действий заказчика, в ходе чего было установлено, что под предъявляемые Заказчиком требования к компьютерному томографу отвечает только один компьютерный томограф производителя Philips Medical Systems (Cleveland). Inc. («Филипс Медикал Системе (Кливленд, Инк.», США), модель Philips Ingenuity СТ. Таким образом, Заказчик ограничил количество участников закупки, не дав возможности принять участие в закупке иным производителям компьютерных томографов

2) В Управление поступила жалоба на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области «Городская поликлиника №2» при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы мониторирования артериального давления.

Астраханское УФАС России провело внеплановую проверку действий заказчика, и установило, что под предъявляемые Заказчиком требования к системе мониторирования артериального давления соответствует только комплекс «Медиком-комби».

3) В Управление поступили 3 жалобы на действия отдела капитального строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО «Красноярский район» при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на строительство Дома культуры на 100 мест в с. Джанай, Красноярского района, Астраханской области.

Астраханское УФАС России провело внеплановую проверку действий заказчика, и установило, что Заказчиком в аукционной документации не установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, также не установлен штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом.

4) В Управление поступила жалоба на действия Управления по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальный ремонт моста "Милицейский" через пр. Царев в створе ул. Адм. Нахимова в г. Астрахани.

Астраханское УФАС России провело внеплановую проверку действий заказчика, и установило, что Управлением по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» был сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.

Кроме того, возбуждено 43 административных дела за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Вынесено постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 527 тыс. руб., взыскано 569 тыс. руб.1

 

В отчетном периоде в Управление от заказчиков поступило 50 обращений о включении сведений о лицах, уклонившихся от заключения либо исполнения государственных и муниципальных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из них 11 обращений удовлетворены.

 

 

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля соблюдения статей 17, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в третьем квартале 2019 года

 

В 3 квартале 2019 года Астраханским УФАС России дела о нарушении ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее также — Закон о защите конкуренции) не возбуждались.

Однако в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Управлением было рассмотрено 16 жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Из поступивших в Управление жалоб обоснованными были признаны 10.

По итогам рассмотрения вышеуказанных жалоб было выдано 9 предписаний, 2 из которых исполнены, а остальные – находится в стадии исполнения.

Так, например, по результатам рассмотрения жалобы ООО «Иголкинское», поданной в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, на действия организатора торговМинистерства сельского хозяйства и рыбной промышлености Астраханской области при проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) на территории муниципальных образований «Икрянинский район», «Красноярский район», «Лиманский район», «Наримановский район», «Харабалинский район», Астраханским УФАС России было принято решение от 03.09.2019 030/07/18.1-1100/2019, которым установлен факт нарушения организатором торгов пп. «а» п.15 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264. Данное нарушение выразилось в неправомерном допуске одного из участников к проведению конкурса.

Обращения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в Управление не поступали.

 

За нарушение антимонопольного законодательства Управлением в отчетном периоде возбуждены 18 административных дел, наложено штрафов на сумму 8 тыс. руб. и взыскано штрафов на сумму 6 тыс. руб.2

1Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 13.09.2019

2Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 13.09.2019