• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ДОКЛАД К ПУБЛИЧНЫМ ОБСУЖДЕНИЯМ ЗА 3 КВАРТАЛ 2020 ГОДА КОНТРОЛЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение 3 квартала 2020 года деятельность Астраханского УФАС России при выполнении функций по государственному контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе осуществлялась по следующим основным направлениям:

предупреждение нарушений;

выявление нарушений;

пресечение выявленных нарушений.

С целью выявления нарушений Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» Астраханским УФАС России проводился мониторинг печатных и электронных средств массовой информации, наружной рекламы, рассматривались обращения физических и юридических лиц.

Во третьем квартале 2020 года поступило 14 обращений от граждан и юридических лиц по признакам нарушения Закона о рекламе (33 обрашения за аналогичный период прошлого года).

По результатам проведенных проверок и рассмотренных обращений в отчетном периоде было выявлено 8 факта (за аналогичный период прошлого года — 50 фактов), указывающих на событие правонарушения, по итогам рассмотрения которых возбуждено дел 8 по признакам нарушения законодательства о рекламе, из них 4 дела находятся в стадии рассмотрения, а по 4 делам приняты решения о наличии нарушения рекламного законодательства. Кроме того, в третьем квартале 2020 года принято 2 решения о признании рекламы ненадлежащей, по делам, возбужденным в предыдущем периоде. Из 4 дел, рассмотренных в третьем квартале 2020 года, все дела рассмотрены по обращениям физических лиц и организаций.

В отчетном периоде было возбуждено 3 и рассмотрено 6 дел об административных правонарушениях по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за аналогичный период 2020 года рассмотрено 67 дел). Астраханским УФАС России в третьем квартале 2020 года наложено административных штрафов на сумму 4,0 тысячи рублей, вынесено 3 предупреждения; взыскано 191,5 тыс. рублей.

Основная доля нарушений приходится на рекламу, распространяемую по сетям электросвязи, финансовых услуг, в частности, по предоставлению кредитов, участия в долевом строительстве, медицинских услуг, услуг в сфере автосервиса, а также незаконную эксплуатацию рекламных конструкций.

В целях реализации деятельности по взаимодействию с органами власти, органами местного самоуправления, территориальными органами ФАС России и иными организациями по вопросам применения законодательства о рекламе в отчетном периоде Астраханским УФАС России осуществлялся обмен информацией с Управлениями Астраханской области: Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы.

При осуществлении регулярного взаимодействия с органами местного самоуправления, Астраханское УФАС России оперативно получало необходимую информацию о рекламораспространителях наружной рекламы от Управления муниципального имущества администрации города Астрахани.

В соответствии с правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, осуществлялось информационное взаимодействие с территориальными органами ФАС России.

В качестве примера распространения ненадлежащей рекламы приведу следующее:

В Управление поступило заявление гражданина П., содержащее сведения о распространении рекламы, следующего содержания: «6%. Ипотечное Агентство Астраханской области. Создано Правительством Астраханкой области. ИПОТЕКА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. 64-57-57. www.astipoteka.ru», посредством рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 73 (на пересечении улиц Кирова и Набережной 1 Мая), выполненную на белом фоне с использованием голубого цвета и выделением цифры 6 красным цветом, с признаком нарушения части 1 статьи 28, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

По данному факту Управлением 26.10.2018 было возбуждено дело №60-Р-05-18 по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе. По результатам рассмотрения указанного дела УФАС по АО было принято решение от 06.06.2019 по делу №60-Р-05-18, пунктом 1 которого реклама вышеуказанного содержания признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе. Пунктом 4 данного решения антимонопольного органа указано на передачу материалов дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1, частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама — информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется посредством рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, 73 (на пересечении улиц Кирова и Набережной 1 мая), и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к финансовым услугам, предоставляемым Обществом.

Объектом рекламирования являются финансовые услуги, оказываемые Обществом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.3 А06-7401/2019

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму Согласно информации, представленной в материалы дела Управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Астрахань», разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая 73/ Кирова 35, выдано ИП Шишкину К.П. Вышеуказанное разрешение является действующим. Согласно информации, представленной ИП Шишкиным К.П., рекламная конструкция, расположенная по адресу: г.Астрахань, ул. Набережная 1 мая 73/ Кирова 35, передана в распоряжение ООО «Южанка» на основании договора аренды рекламных конструкций от 01.08.2017 года № 104. Согласно информации, предоставленной в материалы дела Обществом (вх. №10605 от 20.11.2018 года), начальник отдела андеррайтинга и развития ипотечных программ - Бондарев Антон Владимирович, без согласования с генеральным директором Общества - Ашимовым Ф.М. самостоятельно разместил спорную информацию, на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Астрахань, ул. Набержная 1 мая, 73 (на пересечении улиц Кирова и Набережной 1 мая).

Однако, в материалы дела предоставлен договор оказания услуг №79 от 22.05.2019 года, заключенный между Обществом и ООО «Южанка», подписанный генеральным директором Общества Ашимовым Ф.М. и директором ООО «Южанка» - Хачатрян Р.Г. Согласно пункта 1.1. вышеуказанного договора, ООО «Южанка» обязуется оказать услуги по изготовлению, размещению и демонстрации информационных материалов ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области». Согласно приложению №1 к договору №79 от 22.05.2019 года ООО «Южанка» обязуется изготовить информационные материалы в соответствии с предоставленным Обществу оригинал-макетом, с последующим их размещением на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая,73/ ул. Кирова, 35 с 01.06.2018 года по 31.06.2018 года. Вышеуказанный договор пролонгировался сроком до 30.06.2019 года. Согласно приложению №2 к договору №79 от 22.05.2018 года текст оригинал-макета идентичен тексту Рекламы. На основании вышеизложенного, Управление, верно, пришло к выводу, что в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем Рекламы является Общество.

По состоянию на дату принятия оспариваемого решения у Управления отсутствовали сведения о прекращении распространения Рекламы. Таким образом, Реклама размещалась в период с 01.06.2018 года по 06.06.2019 год.

Общие требования к рекламе установлены ст. 5 Закона о рекламе, требования к рекламе финансовых услуг установлены ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Как следует из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая4 А06-7401/2019 финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом). В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, -кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Исходя из приведенных выше норм и текста Рекламы следует, что объектом рекламирования является оказание Обществом финансовых услуг. Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Закона о рекламе и п.6 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо - индивидуальный предприниматель, то необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами - организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации. Однако Реклама, распространенная посредством рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, 73 (на пересечении улиц Кирова и Набережной 1 мая), не содержит указания на организационно-правовую форму лица, оказывающего финансовые услуги, а именно ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области». Таким образом, Реклама не соответствует требованиям ч. 1 ст.28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашение кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите), для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Закона о потребительском кредите. При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите. К условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения. Согласно материалам дела (вх. №11292 от 07.12.2018 года), Общество предоставляет займы на различных условиях. Суммы потребительских займов, предоставляемых Общества, сроки их возврата и процентные ставки различные. Так, Обществом предоставляет займы по следующим программам: «Перекредитование» (полное погашение задолженности по действующему ипотечному кредиту и капитальный ремонт либо иные неотделимые улучшения предмета ипотеки) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная ставка от 9,9 % в год, срок займа от 3-х до 30 лет, «Приобретение готовой квартиры» (приобретение готовой квартиры в многоквартирном доме у физического или юридического лица путем заключения договора купли-продажи) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная ставка от 10,25 % в год, срок займа от 3-х до 30 лет, «Приобретение квартиры на этапе строительства» (приобретение квартиры в строящихся многоквартирных жилых домах) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 до 15 000 000 рублей, процентная ставка от 9,65 % в год, срок займа от 3-х до 30 лет, «Семейная ипотека с государственной поддержкой» (приобретение квартиры по договору купли-продажи у юридического лица, приобретение квартиры путем заключения договора участия в долевом строительстве у юридического лица, полное погашение задолженности по действующему ипотечному кредиту, ранее выданному на приобретение квартиры по договору купли-продажи или на этапе строительства (рефинансирование/ перекредитование)) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 6 000 000 рублей, процентная ставка 6% в год, срок займа от 3-х до 30 лет, «Легкая ипотека» (приобретение квартиры на вторичном рынке жилья, приобретение квартиры на этапе строительства, погашение имеющегося кредита) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная ставка от 10,4 % в год, срок займа от 3-х до 30 лет, «Военная ипотека» ( приобретение квартиры на вторичном рынке жилья, приобретение квартиры в многоквартирном дома на этапе строительства у юридического лица путем заключения договора участия в долевом строительстве) на следующих условиях: максимальная сумма займа 2 318 290 рублей, процентная ставка 10 % в год, срок займа от 3- х лет (не более срока целевого жилищного займа), «Целевой кредит под залог имеющейся квартиры» (приобретение заемщиком жилья на первичном или вторичном рынке) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная ставка 11% в год, срок займа от 3-х до 30 лет, «Материнский капитал-срочный» (приобретение жилого помещения) на следующих условиях: от 100 000 рублей до 437 318 рублей, процентная ставка 19 % в год, срок займа 70 календарных дней (вх. №11292 от 07Л2.2018 года).6 А06-7401/2019 Таким образом, по предоставляемому заявителем финансовому продукту «Семейная ипотека с государственной поддержкой» действуют следующие условия: сумма займа от 500 000 рублей до 6 000 000 рублей, процентная ставка 6% в год, срок займа от 3-х до 30 лет. В рекламе указано условие, влияющее на стоимость займа: «6%. Ипотечное Агентство Астраханской области. Создано Правительством Астраханской области. ИПОТЕКА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. 64-57-57. www.astipoteka.ru», но не указаны сумма потребительского займа, срок действия договора займа и срок возврата потребительского потребительского займа, валюта, в которой предоставляется заем, срок в течение которого начисляется процент за пользование заемными средствами — 6% в день, неделю, месяц и т. п., что так же влияет на стоимость потребительского займа (кредита).

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 года №38-Ф3 «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Таким образом, отсутствие в рекламе части существенной информации продукта, по условиям которого действует процентная ставка указанная в Рекламе (6%), об иных условиях действующих в данном финансовом продукте, способно ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно порядка его предоставления и, как следствие, воспрепятствовать осознанному выбору потребителем рекламируемых услуг.

Следовательно, вышеуказанная реклама нарушает ч. 7 ст. 5, ч. 1,3 ст. 28 Закона о