Доклад по антимонопольному комплаенсу к публичным обсуждениям правоприменительной практики Астраханского УФАС за 1 квартал 2019 года
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», одним из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции является:
снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 определено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, которыми необходимо руководствоваться при проведении антимонопольного комплаенса:
- открытость антимонопольной политики;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции.
Цели антимонопольного комплаенса:
- обеспечение соответствия деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти.
Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль за соответствием деятельности органа исполнительной власти
требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
Термины:
«антимонопольный комплаенс» - организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
«доклад об антимонопольном комплаенсе» - документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
«коллегиальный орган» - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
«риски нарушения антимонопольного законодательства» - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопушения конкуренции;
«уполномоченное подразделение» - подразделение органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти.
Правовой акт о комплаенсе должен содержать:
- сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти, и о его коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
- порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательствапри осуществлении органом власти своей деятельности;
- порядок ознакомления служащих органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
- меры, направленные на осуществление органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
- ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопльного комплаенса в органе исполнительной власти.
Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт).
Организационная структура антимонопольного комплаенса:
Коллегиальный орган — оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;
Руководитель органа исполнительной власти (ОИВ) — утверждение описания рисков, мероприятий по устранению (минимизации) рисков, доклада об антимонопольном комплаенсе, применение ответственности;
Уполномоченное подразделение — деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса.
Руководитель ОИВ:
Осуществляет общий контроль за организациейи функционированием в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применияет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган:
Принципы определения уполномоченного подразделения (назначения должностного лица):
а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лици) непосредственно руководителю органа исполнительной власти);
б)достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
Функции уполномоченного подразделения (должностного лици):
а) подготовка и предоставление руководителю органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование служащих органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
у) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование руководителя органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
Функции коллегиального органа:
а) рассмотрение и оценка мероприятий органа исполнительной власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при органе исполнительной власти.
Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства:
Проводится регулярно, не реже 1 раза в год.
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов органа исполнительной власти;
в)анализ проектов нормативных правовых актов органа исполнительной власти;
г) мониторинг и анализ практики применения органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
На основе анализа, проведенного органом власти нарушения антимонопольного законодательства, составляются карты рисков:
Матрица рисков:
Уровень риска | Последствия |
Высокий | Выдача предупреждения и (или) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Существенный | Возможность выдачи предупреждения и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Незначительный | Возможность выдачи предупреждения |
НизкийДол | Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства наложения штрафов отсутствует. |
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства органами исполнительной власти.
Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Мероприятия по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства
«Дорожная карта» снижения рисков
Разрабатывается (не реже 1 раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).
< наименование мероприятий;
< описание действий, направленных на исполнение мероприятий;
< должностное лицо (структурное подразделение) органа власти, ответственное за исполнение мероприятия;
< срок исполнения мероприятия;
< показатели выполнения мероприятий.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Доклад об антимонопольном комплаенсе
должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков;
- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации комплаенса.
Утверждается коллегиальным органом.
Информация о внедрении антимонопольного комплаенса подлежит включению в ежегодный Доклад о состоянии конкуренции, представляемый ФАС России в Правительство Российской Федерации.
Оценка эффективности функционирования
в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса
Ключевые показатели эффективности фкнкционирования антимонопольного комплаенса.
Устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа исполнительной власти в целом.
Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже 1 раза в год.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 года №2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).
В силу подпункта «е» пункта 2 Национального плана высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо, в частности:
- принять до 1 марта 2019 года меры, направленные на создание и организацию состемы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации Национального плана.