Протокол № 6 заседания ОКС от 01.07.2011

 

П Р О Т О КО Л № 6
 
заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском УФАС России
 
 
 
« 01 » июля 2011 года г. Астрахань
 
 
Присутствовали : сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., Никитина Н.З., члены ОКС Джаналиева Л.З., Неврединов А.В, Никитин Р.М., Хают Л.А., Чернышова А.М. ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..
Приглашённые: Луковкина И.В.- начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России.
 
П О В Е С Т К А З А С Е Д А Н И Я
 
«Требования законодательства РФ о размещении заказа к участникам торгов по исполнению условий контракта. Практика Астраханского УФАС по подготовке материалов для внесения недобросовестных поставщиков в РНП».
 
Докладчик: начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Луковкина И.В.
 
2. Внесение изменений в план работы ОКС на 2-е полугодие 2011 года.
 
Информация ответственного секретаря ОКС Маслова Н.А.
 
Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл и вёл заседание Совета. Он объявил состав ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку.
.
Голосовали: «За»- единогласно.
 
Меркулов Н.С. предложил регламент заседания:
докладчику – 15 минут,
выступающим – не более 5 минут.
Голосовали: «За»- единогласно.
 
Сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. выступил с вступительным словом .
Он сказал: «В Астраханское УФАС поступает большое количество жалоб от заказчиков об неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиками товаров, работ, услуг своих обязательств по контракту, об уклонении от заключения контракта. Решения антимонопольного органа о внесении недобросовестных поставщиков в реестр (РНП) судами зачастую отменяются, на наш взгляд, не обоснованно. Исковые заявления заказчиков в суды об исполнении поставщиками условий контрактов зачастую не находят поддержки в судах. О недобросовестных поставщиках и мерах воздействия на них мы сегодня и поговорим»
.
С докладом по повестке заседания выступила начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Луковкина И.В.
 
Основные тезисы выступления Луковкиной И.В.
 
Уважаемые члены Совета!Статьёй 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон ) установлено два самостоятельных основания для включения юридических и физических лиц в реестр недобросовестных поставщиков:
а) уклонение участника размещения заказа от заключения государственного контракта;
б) расторжение по решению суда государственного контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий.
Законом установлен довольно обширный перечень случаев, когда участник размещения заказа считается уклонившимся от заключения государственного контракта.
 
Первое основание
Участники, попадающие под определения, описанные в статьях Закона:
1) в ч. 12 ст. 25ч. 12 ст. 25 ; 6) в ч. 13 ст. 37
2) в ч. 5 ст. 27 7) в ст. 38
3) в ст. 29ст. 29 ; 8) в ст. 41.12
4) в ч. 12 ст. 35ч. 6 ст. 47
5) в ч. 6 ст. 36
 
Обращаю внимание! Уклонившимся от заключения контракта признается лицо, не представившее заказчику в установленный срок подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта (если заказчиком было предусмотрено такое требование).
 
Второе основание
Для отнесения того или иного поставщика (подрядчика, исполнителя) к числу недобросовестных и, следовательно, для включения в реестр недобросовестных поставщиков является расторжение с ним государственного контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта. При этом, следует обратить особое внимание на то, что данное условие признания поставщика недобросовестным действует только в том случае, если контракт расторгнут в судебном порядке по требованию заказчика. Если же контракт будет расторгнут по соглашению сторон (ч. 1 ст. 450ч. 1 ст. 450 ГК РФ), т.е. во внесудебном порядке, либо в судебном порядке, но по иску самого поставщика в связи с нарушением условий контракта заказчиком, то в данном случае поставщик не может быть признан недобросовестным и соответственно к нему не может быть применена санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
 
Обращаю внимание! Основные цели создания реестра недобросовестных поставщиков:
- обеспечение экономических интересов бюджета;
- повышение ответственности поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
- информационное обеспечение государственных и муниципальных заказчиков;
- накопление и систематизация сведений об исполнителях работ (подрядчиках), поставщиках товаров и услуг, допускающих нарушения действующего законодательства при заключении и реализации государственных и муниципальных контрактов.
Иными словами, основной задачей ведения данного реестра является создание списка нарушителей, которые будут испытывать от этого определенные неудобства (например, не смогут участвовать в размещении государственных и муниципальных заказов или потеряют партнера, узнавшего о подмоченной репутации фирмы).
 
Содержание реестра недобросовестных поставщиков
 
Сведения, включаемые в реестр недобросовестных поставщиков, представляют собой данные, позволяющие идентифицировать физическое или юридическое лицо, являющееся недобросовестным поставщиком; информацию о проводимых процедурах размещения заказа, в которых участвовал недобросовестный поставщик; сведения о государственном контракте, заключенном с недобросовестным поставщиком, и основания его расторжения; информацию о дате внесения таких сведений в реестр. Этот состав сведений является достаточным для реализации задач, которые поставлены для реестра недобросовестных поставщиков. Сведения, вносимые в реестр установлены ч.3 ст.19 Закона.
Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации без взимания платы с пользователей.
По истечении двух лет со дня внесения в реестр указанные сведения подлежат исключению из реестра недобросовестных поставщиков. Досрочного исключения этих сведений из реестра закон не предусматривает.
 
Порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков
 
Указанный порядок регламентируется Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 292.
Ведение реестра, в том числе включение и исключение из реестра сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), осуществляется ФАС России. Указанный уполномоченный орган исполнительной власти размещает сведения, содержащиеся в реестре, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернета для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд в течение трех дней со дня их поступления.
 
Алгоритм (последовательность) действий заказчика в целях внесения сведений о недобросовестном поставщике в реестр
 
Первый вариант: в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения контракта с другим участником размещения заказа направляет в ФАС России сведения, перечисленные в п.7 раздела 2 Постановления Правительства РФ № 292 от 15.05.2007.
 
Второй вариант: в случае если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти дней с даты истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации или документации об аукционе, направляет в ФАС России согласно п.8 раздела 2 этого же Постановления Правительства.
 
Третий вариант: в случае существенного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта заказчик выполняет следующие действия:
а) предъявляет в суд иск о расторжении контракта;
б) в случае удовлетворения исковых требований в течение трех дней с даты вступления решения суда в законную силу направляет в ФАС России:
- сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) (те же, что и в первых двух вариантах);
- копию решения суда о расторжении контракта.
Перечисленные во всех трех вариантах сведения и документы направляются заказчиком в ФАС России в письменной форме с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме, имея в виду, что эти сведения должны быть подписаны указанным должностным лицом с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.
ФАС России проверяет представленные документы и в случае отсутствия в них сведений о лице, уклонившемся от заключения государственного контракта, возвращает их заказчику не позднее трех дней с даты их поступления с указанием причин возврата, при этом сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр не включаются.
Проверенные сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение трех дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем указанного органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи.
 
Законодательное регулирование:
 
- ст.19 Федерального законаN 94-ФЗ;
- ч.2 ст.7.31 КоАП;
- ст.19.7.2 КоАП РФ; ( от ста тысяч до пятисот тысяч рублей).
- Постановление Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 292 "Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков"
приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках"
Полный доклад Луковкиной И.В. Прилагается
 
Вопросы к докладчику:
Маслов Н.А. «Скажите, пожалуйста, какая ответственность наступает у участника конкурса, занявшего второе место, если он, как и первый номер, отказывается заключать контракт»?
Ответ: «Согласно действующему законодательству на победителя конкурса, занявшего второе место, если и он уклоняется от заключения договора, предусмотрена та же ответственность, что и для первого.»
Неврединов А.В. «Каков порядок или процедура вывода недобросовестного поставщика из реестра и при каких условиях его могут исключить из РНП»?Ответ: «Согласно Положению об РНП из реестра внесённый хозяйствующий субъект исключается автоматически только через два года».
 
Выступили:
Ниитина Н.З. Она сказала, что всё законодательство, в основном, направлено на понуждение и привлечение к ответственности хозяйствующих субъектов участников конкурсов и аукционов, по каким-то причинам, в том числе объективным ,не исполняющим условий контрактов. Особенно это выражено при проведении электронных торгов, при этом предусмотрен очень широкий круг санкций к участникам торгов за различные отступления от 94-ФЗ, в том числе и за неисполнение обязательств по контракту и за уклонение от заключения контракта и за отклонение от условий контракта и другое.
Как показала практика, обращения представителей бизнеса в АРО «Деловая Россия», многие государственные и муниципальные заказчики несвоевременно рассчитываются с исполнителями работ (услуг). У них находятся веские уважительные причины в виде несвоевременного финансирования вышестоящими государственными органами своих заказчиков.
В результате несвоевременной оплаты по государственным и муниципальным заказам страдает малый и средний бизнес, т. к. предприниматели при выполнении работ по оказанию услуг и поставке оборудования, товаров и т.д., не получая длительное время денежные средства не могут своевременно оплачивать налоги, заработную плату, осуществлять иные платежи, подпадая под санкции со стороны налоговых органов, федеральных структур.
Мне кажется -это не справедливо, так как санкции применяются в одностороннем порядке. Считаем необходимым внести изменения в законодательство по установлению сроков оплаты по государственным и муниципальным заказам с учётом мнения общественных объединений.
Чернышова А.М. «В Астраханской ТПП часто поднимается вопрос об участии представителей малого и среднего бизнеса в выполнении государственного и муниципального заказа, о проблемах, возникающих при проведении торгов, особенно электронных. Мы даже организовали бесплатное обучение для участников размещения заказов. Однако посещаемость очень низкая, люди не идут. А у вас, в УФАС они жалуются, что плохо знакомы с законодательством о размещении заказов. Я прошу вас направлять их в ТПП на обучение».
Маслов Н.А. «Я хочу уточнить для отдельных членов ОКС процедуру включения недобросовестного поставщика в РНП. Пострадавший заказчик представляет заявление и подтверждающие документы на него в УФАС.
УФАС проверяет полученную информацию на соответствие установленным требованиям и направляет её в ФАС России. А уже ФАС России, после тщательной своей проверки, вносит проштрафившегося поставщика в РНП».
Меркулов Н.С. «Нашим специалистам иной раз очень трудно в судах доказать виновность участника торгов, нарушившего требования Закона о госзакупках, требования конкурсной документации, Гражданского Кодекса РФ.
Мы считаем, что законодательство, регламентирующее обязанности и ответственность всех участников торгов, особенно электронных, ещё требует конкретизации, дополнения и уточнения его основополагающих положений, исключения двоякого толкования и свободной импровизации. Предлагаю выйти с ходатайством перед ВАС России с предложениями:
разработать регламент по внесению недобросовестных поставщиков;
обобщить практику по электронным торгам с их проблемами и вариантами их решений, а также подготовить разъяснения по действиям антимонопольных органов».
Р Е Ш И Л И:
Астраханскому УФАС обратиться с ходатайством в ФАС России:
а) о разработке нормативного акта (регламента) по порядку рассмотрения антимонопольным органом обращений заказчиков о включении недобросовестных участников торгов, уклонившихся от заключения контракта.
б) об обобщении практики работы антимонопольных органов по подготовке и внесению сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения контракта в РНП и разместить её на официальном сайте ФАС России.
 
Голосовали: « За » единогласно.
 
По второму вопросу с информацией выступил ответственный секретарь ОКС Маслов Н.А. Он сообщил участникам заседания, что в План работы ОКС на 2011 год необходимо внести изменения.
«Ввиду того, что значительная часть повестки заседания, ранее запланированного на август месяц, мы уже обсудили на сегодняшнем заседании, то нам необходимо определить на август другую, важную на ваш взгляд, повестку дня. Какие будут предложения»?
Меркулов Н.С. Предложил на обсуждение следующую повестку дня: «О необходимости внесения дополнений в Федеральный закон №94-ФЗ об обязанностях заказчиков по исполнению условий контракта, заключённого с поставщиками товаров, работ, услуг».
Других предложений не поступило.
 
Р Е Ш И Л И:
 
Включить в план работы ОКС на август 2011 года заседание ОКС с повесткой дня «О необходимости внесения дополнений в Федеральный закон №94-ФЗ об обязанностях заказчиков по исполнению условий контракта, заключённого с поставщиками товаров, работ, услуг».
 
Голосовали; «За»- единогласно
 
 
Сопредседатель ОКС Н.С. Меркулов
 
Сопредседатель ОКС Н.З. Никитина
 
Члены ОКС: А.В.Неврединов
 
Л.З. Джаналиева
 
Л.А. Хают
 
Р.М. Никитин
 
А.М. Чернышова
 
Ответственный секретарь ОКС Н.А. Маслов
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Дата проведения Совета: 
7 июля 2011, 08:53