Протокол № 3 заседания ОКС от 25 мая 2015 года
П Р О Т О К О Л № 3
заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском УФАС России
« 25 » мая 2015 года г. Астрахань
Присутствовали :сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., Никитина Н.З., члены ОКС Никитин Р.М., Хают Л.А., Шатеева Т.В. ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..
Приглашённые: Литвинов М.В.- начальник отдела контроля в сфере госзакупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России.
П О В Е С Т К А Д Н Я:
1. « О соблюдении антимонопольного законодательства органами местного самоуправления в Астраханской области ».
Докладчик: начальник отдела контроля в сфере госзакупок и антимонопольного контроля органов власти Литвинов М.В.
Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл заседание Совета. Он объявил состав ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку..
Голосовали: «За»- единогласно.
Меркулов Н.С. предложил регламент заседания:
докладчику – 15 минут,
выступающим – не более 5 минут.
Голосовали: «За»- единогласно.
Сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. выступил с вступительным словом .
Он отметил, что за последние полтора года в Астраханском УФАС России возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов местного самоуправления. Чаще всего, на основании жалоб от граждан и юридических лиц, а также от органов прокурорского надзора сотрудниками отдела контроля органов местного самоуправления Астраханского УФАС возбуждаются дела по ст.15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам власти и органам местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, ограничивающие конкуренцию. Считаю нам необходимо эту актуальную проблему и выработать необходимые превентивные меры о недопущению впредь или снизить число подобных нарушений со стороны органов местного самоуправления.
.
С докладом по повестке заседания выступила начальник отдела контроля в сфере госзакупок и антимонопольного контроля органов власти Литвинов М.В.
Выступление Литвинова М.В.
«Астраханским УФАС России в 2015 году рассматривается большое количество дел о нарушениях антимонопольного законодательства, совершенных органами местного самоуправления Астраханской области и связанных с совмещением функций данных органов и хозяйствующих субъектов.
При этом можно выделить две большие группы данных дел.
1. В соответствии со ст.12 и ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.
П.14 ч.1 ст.15 Закона о местном самоуправлении организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные положения содержит ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон о регулировании тарифов) тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Таким образом, цены на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов государственному регулированию не подлежат.
Между тем, в 2011-2012 гг. представительные органы отдельных муниципальных образований принимали муниципальные акты, устанавливающие тарифы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований.
Основной причиной установления тарифов являлось отсутствие в данных муниципальных образованиях хозяйствующих субъектов, учредителем которых являлись сами муниципальные образования и их органы власти, и которые могли бы заниматься деятельностью по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов.
На практике это приводило к тому, что хозяйствующие субъекты – коммерческие организации соглашались осуществлять деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях только при условии получения финансовых гарантий своей деятельности, которыми и являлись установленные незаконные тарифы.
В частности, дела о нарушениях подобного характера возбуждены в отношении МО «Курченский сельсовет», МО «Прикаспийский сельсовет», МО «Рассветский сельсовет», «Волжский сельсовет» Наримановского района и др.
В результате всех рассмотренных дел нарушителям выданы или будут выданы соответствующие предписания об устранении выявленных нарушений.
2. В сфере предоставления коммунальных услуг населению по водоснабжению и водоотведению возникла схожая ситуация.
Ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ отнесены к вопросам местного значения.
В силу п.15 ст.2 Федерального закона от 07.12.19920116 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению осуществляется юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона о водоснабжении, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из вышеизложенного следует, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия хозяйствующего субъекта по оказанию коммунальных услуг населению соответствующего муниципального образования.
Между тем на практике органы местного самоуправления в Астраханской области оказывали коммунальные услуги населению и взимали с населения соответствующую плату.
Причины такого положения следующие:
- отсутствие у органов местного самоуправления правоустанавливающих документов на сети водоснабжения и водоотведения;
- крайне запущенное состояние данных сетей;
- отсутствие у органов местного самоуправления средств на восстановление сетей и регистрацию права собственности на них;
- необходимость оказания данных услуг населению.
Следствием стала фактическая незаинтересованность коммерческих организаций к сфере деятельности по оказанию населению коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Из вышеизложенного следует, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия хозяйствующего субъекта по оказанию коммунальных услуг населению соответствующего муниципального образования.
Так, в Астраханское УФАС России поступило обращение прокуратуры Володарского района Астраханской области от 20.02.2015 №7-25-2015, в котором установленорезультате рассмотрения которого было установлено, что администрация муниципального образования «Козловский сельсовет» в настоящее время осуществляет предоставление населению коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Таким образом, в действиях администрации муниципального образования «Козловский сельсовет», выразившихся в совмещении функций органа местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования и функций хозяйствующего субъекта по предоставлению коммунальных услуг населению, содержатся признаки нарушения ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного Астраханским УФАС России было возбуждено дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации МО «Рабочий поселок Лиман» и выдано соответствующее предписание».
Выступили: Ниитина Н.З., Меркулов Н.С., Маслов Н.А., Хают Л.А., Никитин Р.М.
Р Е Ш И Л И:
1. Рекомендовать руководителю Астраханскому УФАС России согласовать с начальником управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Губернатора Астраханской области вопрос о проведении с руководителями органов местного самоуправления Астраханской области во 2-м полугодии 2015 г. занятия на тему: «Требования антимонопольного законодательства по поддержанию и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации».
2. Рекомендовать руководителю Астраханского УФАС России организовать проведение обучающего семинара- совещания с главами районов Астраханской области на тему «Обеспечение недискриминационного доступа субъектов предпринимательской деятельности к товарам, работам и услугам».
Голосовали: « За » единогласно.
Сопредседатель ОКС Н.С. Меркулов
Сопредседатель ОКС Н.З. Никитина
Члены ОКС: Л.А. Хают
Р.М. Никитин
Т.М. Шатеева
Ответственный секретарь ОКС Н.А. Маслов