Протокол № 4 заседания ОКС от 23 июня 2015 года

                                                                        П Р О Т О КО Л  № 4

 

заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском   УФАС России

 

 

 

«  23   » июня 2015 года.                                                                         г. Астрахань

 

Присутствовали : сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., Никитина Н.З., члены ОКС:  Филатова А.В., Хают Л.А., Шатеева Т.В., ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..

Приглашённые:  Потылицын Павел Леонидович — заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС. Иконникова М.В.- руководитель регионального центра общественного                                                                                  контроля в сфере ЖКХ , Болотова С.Г. - директор Астраханского научно-производственного коллектива «Биоценоз», Луковников Д.В. - начальник отдела надзора платы министерства ЖКХ Астраханской области,  Чернышова А.М.- руководитель Регионального Исполкома ООД «Народный фронт «За Россию» в Астраханской области, Орлов А.В. - зам. главы администрации Советского района г. Астрахани, Филиппов О.Г. - зам. главы администрации Ленинского района г. Астрахани,

 

                                     П о в е с т к а  д н я  з а с е д а н и я:

 

    „О мерах по развитию конкуренции на рынке вывоза твёрдых бытовых                                          отходов в г. Астрахани».

 

      Докладчик:   заместитель руководителя Астраханского УФАС России - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Потылицын П.Л. .

 

 

  Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл  заседание Совета. Он объявил состав  ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку.

Голосовали:     «За»- единогласно.

 

 Меркулов Н.С. предложил регламент заседания:

          докладчику – 15 минут,

          выступающим – не более 5 минут.

Голосовали:       «За»- единогласно.

 

      С информацией по первому вопросу  выступил заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России Потылицын П.Л.

    «По данным Астраханского УФАС России на территории г. Астрахани помимо ЗАО «АстраханьЭкосервис» оказанием услуг по вывозу мусора населению занимаются следующие организации:

ООО «Юридический цент Альтаир»

ООО «Гарант-Сервис»

ОАО «Славянка»

ООО «Служба коммунального сервиса»

При этом доля ЗАО «Экосервис» составляет на территории г. Астрахани и Приволжского района более 50%.

Большинство Управляющих организаций в силу нежелания собирать оплату с собственников жилых помещений и нести ответственность за неоплату услуг по вывозу ТБО не заключают договоров с организациями, осуществляющими деятельность по вывозу ТБО. Частный сектор также уклоняется от заключения указанных договоров, ссылаясь на то, что утилизирует отходы самостоятельно.

Эту ситуацию умело использует ЗАО «АстраханьЭкосервис», который явочным порядком направляет собственникам жилых помещений в многоквартирных домах и частному сектору квитанции на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов под угрозой обращения в суд в случае неоплаты и таким образом захватывает рынок. Вместе с тем данные действия ЗАО «АстраханьЭкосервис» нельзя считать нарушением антимонопольного законодательства, поскольку отсутствует понуждение к заключению договоров: обращение в суд является конституционным правом любого лица, следовательно не может ущемлять интересы другого лица, что не позволяет Управлению принять меры антимонопольного реагирования.

 

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. n 416 утверждены «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее Правила). Согласно части 1 Правил они устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;

б) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив);

в) управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) управляющими организациями, заключившими договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет более чем 12;

д) застройщиками, управляющими многоквартирным домом до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (далее - застройщик - управляющая организация).

Частью 2 Правил установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, вне зависимости от решения собственников помещений в многоквартирном доме выполнение работ и услуг, определенных стандартами, является обязательным для управляющей организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Перечень).

Согласно части 26 Перечня к услугам и работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме относится:

незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров;

вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории;

вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории;

организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.

В соответствии с пунктом 1.5.3 «Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани» (далее Правила благоустройства), утвержденных решением городского Совета от 1 июля 2003 г. N 51 1.5.3. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие уборку и санитарное содержание дворовых территорий, на основании заключенных договоров обязаны согласно утвержденному графику производить вывоз твердых бытовых отходов.

Кроме того, пунктом 2.2.10 Правил благоустройства запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-двухэтажных домах, что свидетельствует о незаконности заключенных прямых договоров между ЗАО «АстраханьЭкосервис» и собственниками помещений в многоквартирном доме (свыше двух этажей).

Пунктом 1.5.6 Правил благоустройства установлено, что граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах (частном секторе), обязаны заключать договор со специализированными организациями или частными предпринимателями, имеющими право на выполнение работ по вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов, либо приобретать в специализированной организации талоны для самостоятельной утилизации отходов на городском полигоне для захоронения твердых бытовых отходов;

Пунктом 1.5.7  Правил благоустройства  гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах (частном секторе), запрещено осуществлять утилизацию и захоронение твердых и жидких бытовых отходов самостоятельно без заключения договора, приобретения талонов.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 года №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 6.4 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за  нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 23.13 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4 КоАП РФ вправе органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Таким органом в соответствии с пунктом «а» части 3 положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476, является  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

Статьей 7.22  кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ вправе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор. Таким органом в соответствии с пунктом 1.1 положения о службе жилищного надзора Астраханской области, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 12 ноября 2014 г. N 500-П, является  Служба жилищного надзора Астраханской области.

Таким образом, отсутствие у лиц, ответственных за содержание жилых домов договоров с  организациями осуществляющими вывоз и (или) утилизацию ТБО влечет административную ответственность.

Учитывая изложенное, Астраханское УФАС России считает целесообразным рекомендовать  Службе жилищного надзора Астраханской области и Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области провести проверки наличия у лиц, ответственных за содержание жилых домов договоров со специализированными организациями или частными предпринимателями, имеющими право на выполнение работ по вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов.

Так же рекомендовать территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти, органам власти Астраханской области и органам местного самоуправления в случае выявления  отсутствия у лиц, ответственных за содержание жилых домов договоров со специализированными организациями или частными предпринимателями, имеющими право на выполнение работ по вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов направлять материалы в  Службу жилищного надзора Астраханской области и Управление Роспотребнадзора по Астраханской области для принятия соответствующих мер воздействия».

 

 

Выступили:  Меркулов Н.С , Большакова С.Г., Иконникова М.В., Чернышова А.М., Маслов Н.А.

                                                      Р Е Ш И Л И:

 1. Ввиду предстоящего изменения законодательства Российской      Федерации,              регламентирующего вывоз, утилизацию и переработку   твёрдых бытовых          отходов, продолжить рассмотрение данной   повестки    дня в сентябре 2015 года.

2.     Для участия в заседании Совета дополнительно пригласить представителей природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора и Службы природопользования Астраханской области.

3.     Направить рекомендательные письма министру ЖКХ Астраханской области и главе МО «Город Астрахань» о принятии мер по определению новых мест захоронения и переработки ТБО, вывозимых из г. Астрахани и близлежащих населённых пунктов. 

 

 

Голосовали:       «За»- единогласно.

 

     

 

                                                    

 

 Сопредседатели ОКС:                                                                                Н.С. Меркулов

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Н.З. Никитина

 

Члены ОКС:                                                                                        Л.А. Хают 

 

                                                                                                              Т.В Шатеева                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                      

 Ответственный секретарь   ОКС                                                       Н.А. Маслов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                             

                                                                                                        

 

 

Дата проведения Совета: 
23 июня 2015, 09:51