Письмо Астраханского УФАС России хозяйствующим субъектам Астраханской области

Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова от 16.12.2009, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области разъясняет Вам цели и задачи современного антимонопольного регулирования и реализуемой конкурентной политики.

Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например, об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Тем самым она противоречит основам демократического устройства общества.

В качестве одного из факторов развития экономики региона выступает развитие конкурентной среды, обеспечивающей необходимую эффективность экономического роста. В 2009 году в Астраханское УФАС России поступило 122 заявления по фактам осуществления монополистической деятельности хозяйствующими субъектами, что почти на 50% больше чем в прошлом году. Рост количества обращений со стороны предприятий и организаций является следствием активизации деятельности антимонопольного органа, открытой информационной политики ведомства, осуществления мероприятий по адвокатированию конкуренции.

Разумеется, развитие конкуренции - не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства - мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике, сформировавшейся в России. В результате высвобождаются значительные общественные ресурсы, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом.

Задача государства и антимонопольных органов состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование. В российской правовой системе доминирующее положение хозяйствующего субъекта, наличие рыночной власти сами по себе не запрещены законом. Нарушением является монополистическая деятельность, т. е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своей рыночной властью в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Серьезные вопросы ставят перед антимонопольными органами процессы слияний и поглощений в различных секторах экономики. Изменениями, внесенными в Закон о защите конкуренции на протяжении ряда лет, значительно повышались величины пороговых значений суммарной стоимости активов хозяйствующих субъектов, чье слияние требует предварительного согласия антимонопольного ведомства. На первый взгляд, это должно было привести к резкому сокращению числа сделок, рассматриваемых антимонопольным органом, т. к. малый и средний бизнес практически уходит из сферы внимания антимонопольного ведомства. Однако, как показали подсчеты, количество ходатайств в Астраханской области не уменьшилось. Это объясняется тем, что ходатайства стали подавать компании и предприятия, которые раньше не считали нужным обращаться за разрешением антимонопольного органа.

Такая активность предприятий может быть объяснена тем, что:

- повысилась известность антимонопольного органа в бизнес среде;

- вырос его авторитет как регулирующего органа;

- повысилась эффективность механизма сдерживания нарушений антимонопольного законодательства.

В этой связи необходимо предусмотреть меры, ограничивающие негативное воздействие экономической концентрации на ситуацию в сфере занятости, регионального развития, финансов.

Специфические проблемы возникают и в сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий, от которых зависит состояние всех отраслей экономики и граждан России. Целостный подход к развитию и регулированию отраслей естественных монополий позволяет сбалансировать интересы производителей и потребителей. При этом главная задача - предотвратить диктат доминирующих предприятий и не допустить стагнации и развала важнейших народнохозяйственных отраслей. Из общего количества выявленных нарушений 16% совершены субъектами естественных монополий.

Активная конкурентная политика требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация.

Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности в регионе, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.