О законотворчестве, «свином гриппе» и ценах на лекарства. Статья Н.С. Меркулова

В начале ноября Федеральная антимонопольная служба России вновь выступила с законодательной инициативой. На Экспертный совет по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении она представила проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект предусматривает поправки в Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также предложения к проекту федерального закона «Об обращении лекарственных средств».

Внесенные предложения предполагают ограничения в деятельности фармацевтических компаний и медицинских работников при продвижении лекарственных средств на рынке, регулируют процедуру постклинических исследований лекарственных средств, определяют порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов медицинских работников, вводят административную ответственность за нарушение указанных требований и ограничений. Кроме того, ФАС России предлагает ввести понятие конфликта интересов в отношениях врач - фармацевтическая компания.

ФАС России предлагает законом определить ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Внесено предложение штрафовать медицинских работников за непредставление сведений о конфликте интересов на 20-30 тысяч рублей. Контроль за соблюдением этой нормы антимонопольная служба предлагает возложить на Росздравнадзор.

Фармацевтическим компаниям по законопроекту ФАС России запрещается заключать с медицинскими работниками соглашения о распространении лекарственных средств, предоставлять ложную или неполную информацию о лекарственных препаратах, предлагаемых для назначения пациентам.

Несоблюдение фармацевтической компанией, фармацевтическим работником, представителем фармацевтическим компании ограничений, установленных законом, повлечет наложение административного штрафа на граждан от десяти до тридцати тысяч рублей, на должностных лиц - в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, на юридических лиц - от одной сотой до 15 сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершенно административное правонарушение, но не менее трехсот тысяч рублей.

Для доработки предложений по данным законопроектам созданы две рабочие группы с участием представителей фармацевтических компаний и врачебного сообщества.

Должен отметить, что инициатива ФАС России, новации, предложенные для рассмотрения Экспертному совету, не случайны. Последние события, происходящие в нашей стране, показывают, что крайне важно взять под контроль процессы распространения лекарственных средств, вопросы точности и достоверности информации о лекарственных средствах, предлагаемых для назначения. Мы все являемся свидетелями того, как буквально на глазах обостряется ситуация на рынке медикаментов и медицинских товаров в связи с распространением так называемого «свиного гриппа».

Вирус A/H1N1, ставший на прошлой неделе доминирующим штаммом гриппа в России и мире, неуклонно распространяется по территории нашей страны. Быстрый рост числа заболевших заставил Россию приступить к вакцинации против нового гриппа на несколько недель раньше запланированного срока. Минздрав и другие ведомства делают все возможное, чтобы убедить сограждан в том, что ситуация с гриппом находится под контролем и причин для паники нет.

И вот в этой, достаточно сложной, ситуации в разы увеличилось число распространяемой различными фармацевтическими компаниями рекламы о «чудесных» свойствах того или иного препарата, помогающего бороться с новым вирусом. В тоже время резко поднялись цены на противовирусные препараты и медицинские товары, а некоторые из них стали просто «дефицитным товаром».

Глава Правительства России В.В. Путин подписал распоряжение о создании комиссии, задачей которой является предотвращение распространения свиного гриппа на территории России (Комиссию возглавил вице-премьер Виктор Зубков, его заместителями стали главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко и глава Россельхознадзора Сергей Данкверт). А Президент РФ Д.А. Медведев поручил Федеральной антимонопольной службе и Генпрокуратуре следить за тем, чтобы продавцы лекарств и защитных средств не спекулировали на эпидемии свиного гриппа. В случае выявления неоправданного завышения цен теперь будут возбуждаться уголовные дела.

11 ноября 2009 года я принял участие в совещании, прошедшем в прокуратуре Астраханской области. Это был очень серьезный и обстоятельный разговор о ситуации, сложившейся на территории Астраханской области в связи с распространением гриппа A/H1N1, а также о мерах, которые необходимо предпринять для стабилизации положения на рынке продаж лекарственных средств и медицинских товаров. Участие в совещании приняли также представители министерства здравоохранения Астраханской области, Роспотребнадзора, Росздравнадзора.

Должен отметить, что ФАС России и ее территориальные органы производят проверки деятельности среди хозяйствующих субъектов, занимающих на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами муниципальных районов и городских округов долю более 35% или занимающих коллективное доминирующее положение, а также среди организаций, осуществляющих свою деятельность на территориях стационарных лечебно-профилактических учреждений.

По поступившей из органов прокуратуры в адрес Астраханского УФАС России информации выявлены факты превышения размера розничной надбавки в аптеках г. Астрахани, осуществляющих реализацию арбидола.

Постановлением Правительства Астраханской области «Об установлении предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 14.12.2006 №424-П для аптечных учреждений предельная розничная надбавка на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный в соответствии с действующим законодательством, установлена до 25%. Однако, используя повышенную потребность населения в противовирусных препаратах в целях получения дополнительной прибыли, некоторые хозяйствующие субъекты позволяют себе устанавливать розничную наценку на арбидол в размере до 30%.

Кроме того, антимонопольным органом установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные средства. Причиной всех случаев роста розничных цен на лекарственные средства является увеличение закупочных (оптовых) цен.

В настоящее время, с целью выяснения причин таких повышений цен в оптовых звеньях, Астраханское УФАС России устанавливает перечень оптовых поставщиков лекарственных средств, а также проводит анализ обоснованности произошедших повышений цен.

В случае обнаружения нарушений антимонопольного законодательства Астраханское УФАС России может привлечь руководителей организаций и юридических лиц, допустивших нарушения порядка ценообразования на лекарства, к соответствующей административной ответственности.