Об усилении контроля за соблюдением Правил технологического присоединения к электрическим сетям

Сфера деятельности: Электроэнергетика

 Представители малого и среднего бизнеса, безусловно, знакомы с теми сложностями, которые возникают при оформлении и практическом присоединении к электрическим сетям. Неоднократно предприниматели заявляли о необходимости упрощения этой процедуры и снижения ее стоимости. В мае этого года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области состоялось расширенное рабочее совещание по вопросам выработки предложений по совершенствованию «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям», участники которого подчеркивали важность введения более щадящих условий присоединения к электрическим сетям для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решением Правительства Российской Федерации от 29.08.2008 №3860п-П9 утвержден План мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, необходимых для осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства. Для исполнения этого плана приняты постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №№118, 119, от 21.04.2009 №334.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации, в частности, установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей.

Кроме того, для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы за технологическое присоединение без выплаты процентов.

В конце июня Федеральная антимонопольная служба России направила в свои территориальные органы письма, в котрых говорится о необходимости усиления контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования при осуществлении сетевыми организациями технологического присоединения к электрическим сетям.

Территориальные органы ФАС возьмут под свой контроль решения регулирующих органов, осуществляющих деятельность на подведомственной соответствующему территориальному органу территории, по утверждению платы за технологическое присоединение, на предмет приведения этих решений в соответствие с указанными постановлениями Правительства РФ. При этом следует обратить внимание, что присоединение указанных энергопринимающих устройств должно осуществляться по размеру платы, утвержденному регулирующим органом, исходя из стоимости не более 550 рублей.

Правоприменительная практика антимонопольных органов показывает, что применение регулирующими органами решений об утверждении платы за технологическое присоединение, не соответствующих постановлениям Правительства Российской Федерации, может привести к ограничению конкуренции, ущемлению интересов лиц, осуществляющих технологическое присоединение принадлежащих им объектов к электрическим сетям, а также созданию препятствий выходу на конкурентные товарные рынки, прежде всего, субъектов малого и среднего предпринимательства, что является основанием для возбуждения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) регулирующего органа, антимонопольный орган будет рассматривать вопрос о возбуждении в отношении регулирующего органа дела по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Особое внимание территориальными органами ФАС России будет уделено случаям навязывания сетевыми организациями заявителям как необходимого условия для осуществления технологического присоединения заключения иных договоров, например, договоров о ликвидации ограничений на технологическое присоединение, договоров на осуществление мероприятий по созданию технической возможности для осуществления технологического присоединения, договоров об участии заявителей в финансировании реконструкции и развития электросетей.

В указанных действиях сетевой организации содержатся признаки нарушения пункта 19 Правил технологического присоединения, а также части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе в части:

- навязывания контрагентам заключения договоров об участии собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недвижимости в финансировании реконструкции и развития электросетей, невыгодных для них и не относящихся к предмету договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, не предусмотренных Правилами технологического присоединения;

- экономически и технологически необоснованных требований о передаче финансовых средств в размерах, предусмотренных в договорах об участии собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недвижимости в финансировании реконструкции и развития электросетей.

Следует отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) вправе требовать представления им сетевой организацией рассрочки по внесению платы за технологическое присоединение.

В случае если сетевая организация отказывает субъекту малого или среднего предпринимательства в предоставлении такой рассрочки, в таких действиях содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания невыгодных условий договора технологического присоединения и ущемления интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Управление ФАС России по Астраханской области сообщает, что в случае нарушения требований законодательства о порядке ценообразования, а также нарушения процедуры присоединения к электрическим сетям необходимо обращаться непосредственно в Управление по адресу г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, кабинет №402.

 

 

Руководитель Астраханского УФАС России Н.С. Меркулов