Прецедентное дело Астраханского УФАС по оспариваемым предупреждениям

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ОАО «МРСК Юга») в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было направлено предупреждение от 22.02.2012 № 03/1121 о необходимости прекращения действий, выразившихся в экономически и технологически не обоснованном отказе от заключения с физическим лицом договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих данному физическому лицу на праве собственности, к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» и содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем направления физическому лицу подписанного ОАО «МРСК Юга» проекта указанного договора в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.

Не согласившись с выданным Управлением предупреждением, ОАО «МРСК Юга» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об оспаривании данного предупреждения.

Однако Арбитражный суд Астраханской области, приняв во внимание, что неисполнение предупреждения антимонопольного органа не влечет негативных для общества правовых последствий, не затрагивает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и по сути его направление сводится только к предупреждению Общества о необходимости прекращения определенных действий, пришел к выводу о том, что данное предупреждение не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования. Определением Арбитражного суда Астраханской области от 22.06.2012 по делу № А06-2449/2012 производство по данному делу прекращено.

Использование института предупреждения антимонопольными органами стало возможным с момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». До настоящего времени отсутствовала какая-либо судебная практика, в которой был бы разрешен вопрос о возможности оспаривания предупреждений антимонопольных органов в судебном порядке, в связи с чем названное определение Арбитражного суда Астраханской области является, по мнению Астраханского УФАС России, прецедентным.