Акт проверки № 01-П-03-13

Категория отчета: Статистика и отчеты

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80

 

АКТ ПРОВЕРКИ № 01-П-03-13

 

г. Астрахань                                                                               26 апреля 2013 г. 09 час. 30 мин.

 

На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее — Астраханское УФАС России, Управление) от 20.03.2013 № 65-п была проведена проверка в отношении Некоммерческой организации «Нотариальная палата Астраханской области» (юридический адрес: 414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 26; адрес места проведения проверки: 414024, г. Астрахань, Набережная Приволжского Затона, д. 17, корп. 1; ИНН 3015009604).

 

Продолжительность проверки: 25 дней.

 

Акт составлен: ведущим специалистом-экспертом отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Литвиновым Максимом Валерьевичем.

 

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: __________________________

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О. руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

______________________________________________________________________________

 

Лица, проводившие проверку: руководитель инспекции по проведению проверки - ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Литвинов Максим Валерьевич; члены инспекции - главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Кузьмина Любовь Юрьевна и специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Нургалиев Тимур Рафаэльевич.

 

При проведении проверки присутствовали: исполнительный директор Некоммерческой организации «Нотариальная палата Астраханской области» <.....>.

 

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлась <.....>, президент Некоммерческой организации «Нотариальная палата Астраханской области».

 

Предметом проводимой проверки является соблюдение Некоммерческой организацией «Нотариальная палата Астраханской области» требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Период, за который проведена проверка: с 01.02.2012 по 31.03.2013.

 

Срок и место проведения проверки: с 02.04.2013 по 26.04.2013 включительно, адрес: 414024, г. Астрахань, Набережная Приволжского Затона, д. 17, корп. 1.

 

В ходе проведения проверки установлено следующее.

Правовой статус нотариальной палаты установлен главой VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы).

Основами определено, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и образуется в каждом субъекте Российской Федерации (абзацы 1 и 3 статьи 24).

Нотариальная палата организует свою работу на принципах самоуправления, может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач (абзацы 4 и 5 статьи 24 Основ).

Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом (абзац 4 статьи 24 Основ).

Статьей 25 Основ на нотариальную палату возложены полномочия по представлению и защите интересов нотариусов, оказанию им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности; организации стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышению профессиональной подготовки нотариусов; возмещению затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организации страхования нотариальной деятельности. Полномочия нотариальной палаты также определяются ее уставом, дополнительные полномочия — законодательством субъектов РФ.

Статьей 26 Основ установлено, что высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса. Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.

Как следует из Устава Некоммерческой организации «Нотариальная палата Астраханской области» (далее также - Палата), Палата создана в целях организации публично-правовой деятельности занимающихся частной практикой нотариусов по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Предметом ее деятельности является осуществление контроля за профессиональной деятельностью занимающихся частной практикой нотариусов, представление и защита интересов нотариусов, оказание им материальной помощи и содействия в нотариальной деятельности, обеспечение выполнения социальных программ, принятых Правлением Палаты, Собранием членов Палаты и осуществление иных видов деятельности, определяемых Собранием членов Палаты (пункт 1.1).

Палата может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, открывать в установленном порядке счета в банках, осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей и соответствует этим целям (пункты 1.3, 1.4 Устава).

Источниками формирования имущества Палаты, помимо членских взносов, целевых платежей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, являются доходы от издательской деятельности и иной уставной деятельности Палаты, дивиденды и доходы по ценным бумагам, принадлежащим Палате, другие не запрещенные законом поступления (пункт 12.2 Устава).

Полученная Палатой прибыль не подлежит распределению между членами Палаты (пункт 12.3 Устава).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Палата является хозяйствующим субъектом в том содержательно-правовом смысле, который придается ему пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), и на нее, как следствие, распространяются установленные данным законом запреты и ограничения.

К полномочиям Палаты Уставом отнесены, в том числе, организация и координация деятельности нотариусов, анализ и обобщение опыта работы нотариусов, разработка и издание методических пособий и справочно-информационных материалов по вопросам нотариальной деятельности, обобщение аналитических статистических данных о профессиональной деятельности нотариусов, контроль за исполнением нотариусами обязанностей, предусмотренных Уставом Палаты, Профессиональным кодексом нотариусов РФ, решениями уполномоченных органов Палаты (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4).

Палата имеет следующие органы управления: Собрание членов Палаты, Правление Палаты и Президент Палаты (пункт 5.1 Устава).

Высшим органом Палаты является собрание ее членов. Собрания членов Палаты могут быть годовыми или внеочередными (пункты 6.1, 6.5 Устава).

Компетенция членов Палаты, в том числе исключительная, определена пунктом 6.3 Устава.

Занимающиеся частной практикой нотариусы участвуют в собрании членов Палаты с правом решающего голоса, а лица, являющиеся членами Палаты по добровольному волеизъявлению, - с правом совещательного голоса (пункт 6.2 Устава).

Собрание членов Палаты правомочно, если на нем присутствует более 50 процентов членов Палаты, имеющих право решающего голоса. Решение собрания членов Палаты по вопросам исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством голосов в 2/3 от числа зарегистрированных на начало собрания членов Палаты, имеющих право решающего голоса, а по вопросам, не относящимся к его исключительной компетенции, - простым большинством голосов от зарегистрированных на начало собрания членов Палаты, имеющих право решающего голоса (пункт 6.4 Устава).

Собрание членов Палаты ведет Президент Палаты, который является председателем собрания. В случае его отсутствия собрание ведет Вице-президент. При необходимости собрание членов Палаты вправе избрать сопредседателя собрания. Ход собрания членов Палаты и его решения фиксируются в протоколе собрания, который ведет секретарь собрания. Протокол подписывают секретарь и председатель или сопредседатель собрания (пункт 6.6 Устава).

Контроль за исполнением решений собраний членов Палаты осуществляет Президент Палаты (пункт 8.6.5 Устава).

При проведении проверки инспекцией установлено, что собранием членов Палаты 26.12.2008 утверждены Рекомендации по порядку определения размера нотариального тарифа, платы за оказание услуг правового и технического характера и применения льгот (далее — Рекомендации), что зафиксировано протоколом от 26.12.2008 № 3.

В преамбуле Рекомендаций указано, что они утверждены с целью оказания практической помощи нотариусам в определении размера нотариального тарифа и платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий, а также во избежание недобросовестной конкуренции и с целью урегулирования вопросов единообразия нотариальной практики, в том числе и порядка взимания тарифа за совершение нотариальных действий на территории Астраханской области.

Рекомендациями установлены единые для всех нотариусов - членов Палаты - цены на оказываемые им услуги правового и технического характера.

В последующем собраниями членов Палаты изменялась редакция Рекомендаций (протоколы собрания членов Палаты от 18.12.2009 № 3 и от 24.12.2010 № 4).

24.02.2012 годовым собранием членов Палаты было принято решение об утверждении новой редакции Рекомендаций, содержащих единые для всех нотариусов цены на услуги правового и технического характера.

Данное решение зафиксировано протоколом от 24.02.2012 № 1, подписанным председателем собрания <.....>, сопредседателем собрания <.....> и секретарем собрания <.....>.

На указанном собрании членов Палаты присутствовали следующие нотариусы: <.....>.

За утверждение новой редакции Рекомендаций указанные нотариусы проголосовали единогласно.

Статьей 22 Основ установлен следующий порядок оплаты нотариальных действий: за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1); за совершение действий, указанных в части первой данной статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2); за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ (часть 3).

Статьей 15 Основ нотариусы наделены правом оказания таких услуг правового и технического характера, как составление проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, а также дача разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий.

В отличие от цен на совершение нотариальных действий, цены на оказываемые нотариусами услуги правового и технического характера устанавливаются нотариусами самостоятельно.

Анализ тех положений Основ, которые устанавливают правовой статус и организационные основы деятельности нотариусов (в частности, статьи 2, 23), позволяют сделать вывод о том, что нотариус отвечает установленным пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции признакам хозяйствующего субъекта (является физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющим профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании лицензии).

Наличие у нотариусов статуса хозяйствующих субъектов и отсутствие государственного регулирования цен на оказываемые ими услуги правового и технического характера предопределяют конкурентный характер связанных с оказанием таких услуг правоотношений, который должен выражаться, прежде всего, в ценовой конкуренции.

Отказ от ценового соперничества нотариусов при оказании услуг правового и технического характера позволит им осуществлять деятельность в условиях отсутствия конкуренции друг с другом, при которых не возникает необходимость улучшения качества оказания услуг.

При изложенных обстоятельствах в действиях вышепоименованных нотариусов по утверждению 24.02.2012 Рекомендаций, выполнение которых исключает ценовую конкуренцию при оказании ими услуг правового и технического характера, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещающего соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, приводящие или могущие привести к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, а в действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Астраханской области» по согласованию указанных действий нотариусов — признаки нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещающей координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1-3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Журнал учета проверок юридического лица отсутствует:

 

_________________________                                _____________________________________

                     подпись проверяющего                                                                    подпись уполномоченного представителя  юридического лица

 

 

Прилагаемые документы: не прилагаются.

 

Подписи лиц, проводивших проверку: _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

С актом проверки ознакомлен(а):

 

«____»__________________2013 г.                   _____________________________________

                                                                               _____________________________________

                                                                                    (Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или

                                                                                                                                                           уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Копию акта со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил(а):

 

«____»__________________2013 г.                   _____________________________________

                                                                               _____________________________________

                                                                                    (Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или

                                                                                                                                                           уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт _____________________________

______________________________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции                                                                                        М.В. Литвинов