ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80
РЕШЕНИЕ
04 октября 2011 г. г. Астрахань
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2011
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Астраханская энергосбытовая компания» (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
при участии представителя ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» <.....>, представителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» <.....> и представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» <.....>,
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России обратилось ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением от 21.07.2011 № 06-23/751 о нарушении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» (далее также — Гарантирующий поставщик) антимонопольного законодательства.
Как следует из указанного заявления и приложенных к нему документов, 12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 и 28.07.2011 в случае неисполнения последним обязательств по оплате отпущенной ему электроэнергии, что по мнению заявителя, ущемляет его права и законные интересы, а также права и законные интересы других лиц и является злоупотреблением доминирующим положением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции) заявление юридического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 22.08.2011 № 216-п было возбуждено дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением Управления от 22.08.2011 по делу № 37-К-03-11 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ОАО «МРСК Юга»).
На рассмотрении дела представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» изложенные в заявлении обстоятельства подтвердил, считает, что они свидетельствуют о злоупотреблении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» доминирующим положением.
Представитель ответчика не согласился с наличием в действиях ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушения антимонопольного законодательства, указав, что направление заявителю уведомления о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии обусловлено наличием у него задолженности за потребленную электроэнергию, и поскольку поставка электроэнергии заявителю не была прекращена, такие действия соответствуют принципам разумности и добросовестности и направлены на соблюдение гражданских прав и обязанностей сторон договорных отношений.
Представитель ОАО «МРСК Юга» (сетевая организация) подтвердил, что ограничение режима потребления электроэнергии в отношении заявителя не вводилось.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, а также лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.
ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «розничная торговля электрической энергией» в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 № 145-п и от 27.02.2009 № 25-п), и в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке, а следовательно, и на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области.
ОАО «Оборонэнергосбыт» в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с Минобороны России государственный контракт от 15.03.2010 № 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации (далее — государственный контракт № 140/205).
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта № 140/205 ОАО «Оборонэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России.
Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в целях снабжения находящихся на территории Астраханской области объектов Минобороны России, в том числе военного комиссариата Астраханской области.
Фактические отношения по поставке электроэнергии между заявителем и ответчиком подтверждаются имеющимися в материалах дела актами приема-передачи электроэнергии (т. 1 л.д. 21, 23, 25, 27).
При этом Комиссия отмечает, что поскольку ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области, имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке, ОАО «Оборонэнергосбыт» не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у Гарантирующего поставщика.
12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление № 1080 о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 с 10 час. 00 мин. и с 28.07.2011 с 10 час. 00 мин. в случае неисполнения последним обязательств по оплате поставленной электроэнергии.
Между тем, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее — Указ № 1173) установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Прекращение Гарантирующим поставщиком поставки электроэнергии заявителю может повлечь прекращение электроснабжения военного комиссариата Астраханской области и иных объектов, обеспечивающих безопасность государства, что согласно пункту 1 Указа № 1173 недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии. Иное мнение ответчика является ошибочным.
При этом Комиссия учитывает, что ответчик не мог не знать о том, что прекращение поставки электроэнергии заявителю приведет к прекращению электроснабжения именно объектов, обеспечивающих безопасность государства, поскольку Гарантирующий поставщик согласовал с ОАО «Оборонэнергосбыт» точки поставки и располагал перечнем регистрируемых электросчетчиков заявителя.
Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Поскольку из содержания уведомления № 1080 прямо следует, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» имеет намерение прекратить поставку электроэнергии заявителю в случае ее неоплаты, а само уведомление направлено заявителю с целью извещения о таком намерении и в последующем не было отозвано, действиями Гарантирующего поставщика по направлению уведомления создана угроза нарушения права заявителя и лиц, для нужд которых заявителем приобретается электроэнергия, на получение электроэнергии и прекращения электроснабжения объектов Минобороны России, что характеризует такие действия как злоупотребление доминирующим положением. О серьезности намерений ответчика прекратить поставку электроэнергии свидетельствует указание им в уведомлении конкретных дат и времени введения ограничения.
Довод представителя ответчика о том, что неисполнение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» угрозы прекращения поставки электроэнергии указывает на отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не может быть принят во внимание, поскольку названной нормой охватываются и такие действия, которые хоть и не имеют своим результатом ущемление интересов других лиц, но создают угрозу наступления такого результата.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области и выразившиеся в направлении в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления от 12.07.2011 № 1080 о вводе ограничения поставки электроэнергии, результатом которого могло явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и других лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В связи с тем, что на момент принятия настоящего решения совершенное ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушение антимонопольного законодательства окончено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ Л.Ю. Кузьмина
___________________ М.В. Литвинов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
stdClass Object
(
[vid] => 6490
[uid] => 5
[title] => Решение в отношении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6490
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1323233873
[changed] => 1370529288
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370529288
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80
РЕШЕНИЕ
04 октября 2011 г. г. Астрахань
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2011
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Астраханская энергосбытовая компания» (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
при участии представителя ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» <.....>, представителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» <.....> и представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» <.....>,
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России обратилось ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением от 21.07.2011 № 06-23/751 о нарушении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» (далее также — Гарантирующий поставщик) антимонопольного законодательства.
Как следует из указанного заявления и приложенных к нему документов, 12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 и 28.07.2011 в случае неисполнения последним обязательств по оплате отпущенной ему электроэнергии, что по мнению заявителя, ущемляет его права и законные интересы, а также права и законные интересы других лиц и является злоупотреблением доминирующим положением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции) заявление юридического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 22.08.2011 № 216-п было возбуждено дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением Управления от 22.08.2011 по делу № 37-К-03-11 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ОАО «МРСК Юга»).
На рассмотрении дела представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» изложенные в заявлении обстоятельства подтвердил, считает, что они свидетельствуют о злоупотреблении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» доминирующим положением.
Представитель ответчика не согласился с наличием в действиях ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушения антимонопольного законодательства, указав, что направление заявителю уведомления о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии обусловлено наличием у него задолженности за потребленную электроэнергию, и поскольку поставка электроэнергии заявителю не была прекращена, такие действия соответствуют принципам разумности и добросовестности и направлены на соблюдение гражданских прав и обязанностей сторон договорных отношений.
Представитель ОАО «МРСК Юга» (сетевая организация) подтвердил, что ограничение режима потребления электроэнергии в отношении заявителя не вводилось.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, а также лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.
ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «розничная торговля электрической энергией» в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 № 145-п и от 27.02.2009 № 25-п), и в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке, а следовательно, и на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области.
ОАО «Оборонэнергосбыт» в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с Минобороны России государственный контракт от 15.03.2010 № 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации (далее — государственный контракт № 140/205).
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта № 140/205 ОАО «Оборонэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России.
Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в целях снабжения находящихся на территории Астраханской области объектов Минобороны России, в том числе военного комиссариата Астраханской области.
Фактические отношения по поставке электроэнергии между заявителем и ответчиком подтверждаются имеющимися в материалах дела актами приема-передачи электроэнергии (т. 1 л.д. 21, 23, 25, 27).
При этом Комиссия отмечает, что поскольку ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области, имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке, ОАО «Оборонэнергосбыт» не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у Гарантирующего поставщика.
12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление № 1080 о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 с 10 час. 00 мин. и с 28.07.2011 с 10 час. 00 мин. в случае неисполнения последним обязательств по оплате поставленной электроэнергии.
Между тем, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее — Указ № 1173) установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Прекращение Гарантирующим поставщиком поставки электроэнергии заявителю может повлечь прекращение электроснабжения военного комиссариата Астраханской области и иных объектов, обеспечивающих безопасность государства, что согласно пункту 1 Указа № 1173 недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии. Иное мнение ответчика является ошибочным.
При этом Комиссия учитывает, что ответчик не мог не знать о том, что прекращение поставки электроэнергии заявителю приведет к прекращению электроснабжения именно объектов, обеспечивающих безопасность государства, поскольку Гарантирующий поставщик согласовал с ОАО «Оборонэнергосбыт» точки поставки и располагал перечнем регистрируемых электросчетчиков заявителя.
Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Поскольку из содержания уведомления № 1080 прямо следует, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» имеет намерение прекратить поставку электроэнергии заявителю в случае ее неоплаты, а само уведомление направлено заявителю с целью извещения о таком намерении и в последующем не было отозвано, действиями Гарантирующего поставщика по направлению уведомления создана угроза нарушения права заявителя и лиц, для нужд которых заявителем приобретается электроэнергия, на получение электроэнергии и прекращения электроснабжения объектов Минобороны России, что характеризует такие действия как злоупотребление доминирующим положением. О серьезности намерений ответчика прекратить поставку электроэнергии свидетельствует указание им в уведомлении конкретных дат и времени введения ограничения.
Довод представителя ответчика о том, что неисполнение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» угрозы прекращения поставки электроэнергии указывает на отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не может быть принят во внимание, поскольку названной нормой охватываются и такие действия, которые хоть и не имеют своим результатом ущемление интересов других лиц, но создают угрозу наступления такого результата.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области и выразившиеся в направлении в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления от 12.07.2011 № 1080 о вводе ограничения поставки электроэнергии, результатом которого могло явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и других лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В связи с тем, что на момент принятия настоящего решения совершенное ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушение антимонопольного законодательства окончено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ Л.Ю. Кузьмина
___________________ М.В. Литвинов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80
РЕШЕНИЕ
04 октября 2011 г. г. Астрахань
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2011
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Астраханская энергосбытовая компания» (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
при участии представителя ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» <.....>, представителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» <.....> и представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» <.....>,
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России обратилось ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением от 21.07.2011 № 06-23/751 о нарушении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» (далее также — Гарантирующий поставщик) антимонопольного законодательства.
Как следует из указанного заявления и приложенных к нему документов, 12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 и 28.07.2011 в случае неисполнения последним обязательств по оплате отпущенной ему электроэнергии, что по мнению заявителя, ущемляет его права и законные интересы, а также права и законные интересы других лиц и является злоупотреблением доминирующим положением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции) заявление юридического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 22.08.2011 № 216-п было возбуждено дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением Управления от 22.08.2011 по делу № 37-К-03-11 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ОАО «МРСК Юга»).
На рассмотрении дела представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» изложенные в заявлении обстоятельства подтвердил, считает, что они свидетельствуют о злоупотреблении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» доминирующим положением.
Представитель ответчика не согласился с наличием в действиях ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушения антимонопольного законодательства, указав, что направление заявителю уведомления о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии обусловлено наличием у него задолженности за потребленную электроэнергию, и поскольку поставка электроэнергии заявителю не была прекращена, такие действия соответствуют принципам разумности и добросовестности и направлены на соблюдение гражданских прав и обязанностей сторон договорных отношений.
Представитель ОАО «МРСК Юга» (сетевая организация) подтвердил, что ограничение режима потребления электроэнергии в отношении заявителя не вводилось.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, а также лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.
ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «розничная торговля электрической энергией» в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 № 145-п и от 27.02.2009 № 25-п), и в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке, а следовательно, и на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области.
ОАО «Оборонэнергосбыт» в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с Минобороны России государственный контракт от 15.03.2010 № 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации (далее — государственный контракт № 140/205).
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта № 140/205 ОАО «Оборонэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России.
Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в целях снабжения находящихся на территории Астраханской области объектов Минобороны России, в том числе военного комиссариата Астраханской области.
Фактические отношения по поставке электроэнергии между заявителем и ответчиком подтверждаются имеющимися в материалах дела актами приема-передачи электроэнергии (т. 1 л.д. 21, 23, 25, 27).
При этом Комиссия отмечает, что поскольку ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области, имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке, ОАО «Оборонэнергосбыт» не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у Гарантирующего поставщика.
12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление № 1080 о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 с 10 час. 00 мин. и с 28.07.2011 с 10 час. 00 мин. в случае неисполнения последним обязательств по оплате поставленной электроэнергии.
Между тем, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее — Указ № 1173) установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Прекращение Гарантирующим поставщиком поставки электроэнергии заявителю может повлечь прекращение электроснабжения военного комиссариата Астраханской области и иных объектов, обеспечивающих безопасность государства, что согласно пункту 1 Указа № 1173 недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии. Иное мнение ответчика является ошибочным.
При этом Комиссия учитывает, что ответчик не мог не знать о том, что прекращение поставки электроэнергии заявителю приведет к прекращению электроснабжения именно объектов, обеспечивающих безопасность государства, поскольку Гарантирующий поставщик согласовал с ОАО «Оборонэнергосбыт» точки поставки и располагал перечнем регистрируемых электросчетчиков заявителя.
Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Поскольку из содержания уведомления № 1080 прямо следует, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» имеет намерение прекратить поставку электроэнергии заявителю в случае ее неоплаты, а само уведомление направлено заявителю с целью извещения о таком намерении и в последующем не было отозвано, действиями Гарантирующего поставщика по направлению уведомления создана угроза нарушения права заявителя и лиц, для нужд которых заявителем приобретается электроэнергия, на получение электроэнергии и прекращения электроснабжения объектов Минобороны России, что характеризует такие действия как злоупотребление доминирующим положением. О серьезности намерений ответчика прекратить поставку электроэнергии свидетельствует указание им в уведомлении конкретных дат и времени введения ограничения.
Довод представителя ответчика о том, что неисполнение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» угрозы прекращения поставки электроэнергии указывает на отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не может быть принят во внимание, поскольку названной нормой охватываются и такие действия, которые хоть и не имеют своим результатом ущемление интересов других лиц, но создают угрозу наступления такого результата.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области и выразившиеся в направлении в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления от 12.07.2011 № 1080 о вводе ограничения поставки электроэнергии, результатом которого могло явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и других лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В связи с тем, что на момент принятия настоящего решения совершенное ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушение антимонопольного законодательства окончено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ Л.Ю. Кузьмина
___________________ М.В. Литвинов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №37-к-03-11
[format] =>
[safe_value] => №37-к-03-11
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №37-к-03-11
[format] =>
[safe_value] => №37-к-03-11
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства
Контроль органов власти
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
- осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
Контроль товарных рынков и экономической концентрации
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
- осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
- определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
- осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Контроль финансовых рынков
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
- осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Контроль локальных и естественных монополий
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке
http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Борьба с картелями
Журнал конкуренция и рынок
http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-10-04 06:46:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-09-20 11:46:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1323233873
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Астраханское УФАС России
)