Решение в отношении ИП Амерханова, ИП Ермаковой

Номер дела: № 39-р-05-11
Дата публикации: 23 ноября 2011, 09:33

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«23» ноября 2011 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления

Члены Комиссии:

<> - заместитель руководителя – начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления;

<>. - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело №39-Р-05-11 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Амерхановым (далее – ИП Амерханов Э.А.; 414052, и индивидуальным предпринимателем Ермаковой (далее – ИП Ермакова законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» № 31 (46) 10-16 августа 2011 года рекламы «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» (далее – Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии ИП Амерханова Э.А., надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела (исх. №05/6792 от 02.11.2011, почтовое уведомление №414015 51 82691 5), в присутствии ИП Ермаковой В.П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ30-00105 от 16.11.2010) № 31 (46) 10-16 августа 2011 года была размещена реклама следующего содержания: «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» (далее – Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

В Рекламе сообщается о предоставлении услуг по альтернативной медицине, диагностике и лечению.

Объектом рекламирования являются услуги по альтернативной медицине, диагностике, а также лечению.

Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань», учредителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «АСК-Медиа» (далее – ООО «АСК-Медиа»). Согласно представленной ООО «АСК-Медиа» информации (вх. №8353 от 11.10.2011) рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель Амерханов Э.А. (далее – ИП Амерханов Э.А., договор о передаче прав на размещение рекламы в СМИ от 16.11.2010 между ООО «АСК-Медиа» и ИП Амерхановым Э.А.). Согласно п.2.2. договора о передаче прав на размещение рекламы в СМИ от 16.11.2010 между ООО «АСК-Медиа» и ИП Амерхановым Э.А., рекламораспространитель самостоятельно несет ответственность за любые нарушения требования законодательства, связанные с размещением рекламной информации в газете «Час Пик Астрахань».

В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «АСК-Медиа» пояснило, что рекламодателем является индивидуальный предприниматель Ермакова Вера Петровна (далее – ИП Ермакова В.П., письмо ООО «АСК-Медиа» вх. №8353 от 11.10.2011, заказ на оформление рекламного сообщения, приходный кассовый ордер 4261 от 14.07.2011). На основании п.1.1 договора о рекламном обслуживании №205 от 11.08.2011г., заключенного между ИП Амерхановым Э.А. (исполнитель) и ИП Ермаковой В.П. (рекламодатель), рекламодатель предоставляет рекламные и/или информационные материалы, а исполнитель обеспечивает публикацию предоставленных рекламодателем материалов в издании «Час Пик» и/или «Снабженец Астрахань».

Согласно письму ООО «АСК-Медиа» (вх. №8353 от 11.10.2011) рекламопроизводителем является ИП Амерханов Э.А.

По информации, полученной от ИП Ермаковой В.П. (объяснительная от 01.11.2011), ИП Ермакова В.П. является лицом, определившим содержание Рекламы, то есть рекламодателем.

Как следует из представленной Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ермакова В.П. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет в качестве основной деятельность в области здравоохранения (КОД ОКВЭД 85.1), а также в качестве дополнительной деятельность среднего медицинского персонала (КОД ОКВЭД 85.14.1.

Представленные документы (Свидетельство Европейской Школы Корреспондентского Обучения о прохождения курса нетрадиционной медицины, Свидетельство о присвоении квалификации «Врач-натуропат», Диплом №9 международного центра развития социальных инициатив Московского центра магии и парапсихологии о присвоении квалификации «Экстрасенс-парапсихолог») свидетельствуют, что ИП Ермакова В.П. осуществляет соответствующую деятельность: оказывает деятельность по альтернативной медицине, диагностике и лечению. Из объяснений ИП Ермаковой В.П. следует, что в понятие альтернативная медицина входят такие методы лечения как:

1) пранотерапия (лечение руками);

2) ароматерапия;

3) траволечение;

4) парапсихология.

Альтернативная медицина представляет широкий набор существующих видов практик в сфере здравоохранения, которые не являются частью собственных традиций страны и не включены в основную систему медико-санитарной помощи. В современной практике наряду с понятием «альтернативная медицина» употребляется понятие «народная медицина». Данные понятия используются для обозначения многих видов нестандартных услуг в области здравоохранения, которые требуют различных уровней подготовки и обладают различной эффективностью (резолюция исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения 56 сессии всемирной ассамблеи здравоохранения от 24.01.2003, письмо Министерства здравоохранения Астраханской области вх. №8572 от 20.10.2011).

Согласно «Общему руководству по методологиям научных исследований и оценке народной медицины», изданным Всемирной организацией здравоохранения в 2000 г., народная медицина представляет собой общий итог накопленных знаний, верований и навыков, основанных на теории, убеждениях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, которые используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики и улучшения состояния при физических и психических расстройствах.

В соответствии с Приказом от 10.05.2007 №323 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» при осуществлении стационарной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, при санаторно-курортной помощи выполняются работы (услуги) с помощью применения методов традиционной медицины.

Приказом от 10.04.2001 №113 Министерства здравоохранения Российской Федерации «О введение в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» утвержден соответствующий классификатор 91500.09.0001-2001, который не содержит разделение методов лечения на традиционные и нетрадиционные (альтернативные).

В соответствии с п.1.3 Приказа от 20.07.2007 №488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственных функций по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий» (далее – Приказ №488) на территории Российской Федерации разрешено применение новых медицинских технологий, к которым относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии.

Вместе с тем, согласно ст.43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (далее – Основы законодательства об охране здоровья граждан), в практике здравоохранения возможно использования только таких методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий, которые разрешенные к применению в установленном законом порядке.

Согласно п.1.2 Приказа №488, выдача разрешений на применение новых медицинских технологий является государственно-надзорной функцией, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска новых медицинских технологий к медицинскому применению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Таким образом, применение методов альтернативной медицины, диагностики, лечения является применением новых медицинских технологий, разрешение которых допускается на территории Российской Федерации. Вместе с тем, применение методов ограничено определенными противопоказаниями, перечень которых разнится в зависимости от конкретного применяемого метода (письмо Министерства здравоохранения Астраханской области вх. №8572 от 20.10.2011).

В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Однако предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию методов альтернативной медицины, диагностики, а также лечения, указание на необходимость консультации со специалистом в Рекламе обозначены не были. Применение методов альтернативной медицины, диагностики и лечения ограничено определенными противопоказаниями. Отсутствие такой информации в Рекламе формирует у потребителей рекламы представление, что при применении и использовании методов альтернативной медицины противопоказания не учитываются. Это искажает смысл информации в Рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, Реклама не соответствует требованиям ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации признается ненадлежащей и не допускается законом, согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» № 31 (46) 10-16 августа 2011 года размещена ненадлежащая реклама «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» с нарушением ч.7 ст.5, ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателем и рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32», поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ИП Амерханову Э.А. о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Амерханова Э.А., ИП Ермаковой В.П.

Решение изготовлено в полном объеме 23.10.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6580 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ИП Амерханова, ИП Ермаковой [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6580 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323754510 [changed] => 1370529288 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529288 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«23» ноября 2011 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления

Члены Комиссии:

<> - заместитель руководителя – начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления;

<>. - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело №39-Р-05-11 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Амерхановым (далее – ИП Амерханов Э.А.; 414052, и индивидуальным предпринимателем Ермаковой (далее – ИП Ермакова законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» № 31 (46) 10-16 августа 2011 года рекламы «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» (далее – Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии ИП Амерханова Э.А., надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела (исх. №05/6792 от 02.11.2011, почтовое уведомление №414015 51 82691 5), в присутствии ИП Ермаковой В.П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ30-00105 от 16.11.2010) № 31 (46) 10-16 августа 2011 года была размещена реклама следующего содержания: «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» (далее – Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

В Рекламе сообщается о предоставлении услуг по альтернативной медицине, диагностике и лечению.

Объектом рекламирования являются услуги по альтернативной медицине, диагностике, а также лечению.

Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань», учредителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «АСК-Медиа» (далее – ООО «АСК-Медиа»). Согласно представленной ООО «АСК-Медиа» информации (вх. №8353 от 11.10.2011) рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель Амерханов Э.А. (далее – ИП Амерханов Э.А., договор о передаче прав на размещение рекламы в СМИ от 16.11.2010 между ООО «АСК-Медиа» и ИП Амерхановым Э.А.). Согласно п.2.2. договора о передаче прав на размещение рекламы в СМИ от 16.11.2010 между ООО «АСК-Медиа» и ИП Амерхановым Э.А., рекламораспространитель самостоятельно несет ответственность за любые нарушения требования законодательства, связанные с размещением рекламной информации в газете «Час Пик Астрахань».

В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «АСК-Медиа» пояснило, что рекламодателем является индивидуальный предприниматель Ермакова Вера Петровна (далее – ИП Ермакова В.П., письмо ООО «АСК-Медиа» вх. №8353 от 11.10.2011, заказ на оформление рекламного сообщения, приходный кассовый ордер 4261 от 14.07.2011). На основании п.1.1 договора о рекламном обслуживании №205 от 11.08.2011г., заключенного между ИП Амерхановым Э.А. (исполнитель) и ИП Ермаковой В.П. (рекламодатель), рекламодатель предоставляет рекламные и/или информационные материалы, а исполнитель обеспечивает публикацию предоставленных рекламодателем материалов в издании «Час Пик» и/или «Снабженец Астрахань».

Согласно письму ООО «АСК-Медиа» (вх. №8353 от 11.10.2011) рекламопроизводителем является ИП Амерханов Э.А.

По информации, полученной от ИП Ермаковой В.П. (объяснительная от 01.11.2011), ИП Ермакова В.П. является лицом, определившим содержание Рекламы, то есть рекламодателем.

Как следует из представленной Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ермакова В.П. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет в качестве основной деятельность в области здравоохранения (КОД ОКВЭД 85.1), а также в качестве дополнительной деятельность среднего медицинского персонала (КОД ОКВЭД 85.14.1.

Представленные документы (Свидетельство Европейской Школы Корреспондентского Обучения о прохождения курса нетрадиционной медицины, Свидетельство о присвоении квалификации «Врач-натуропат», Диплом №9 международного центра развития социальных инициатив Московского центра магии и парапсихологии о присвоении квалификации «Экстрасенс-парапсихолог») свидетельствуют, что ИП Ермакова В.П. осуществляет соответствующую деятельность: оказывает деятельность по альтернативной медицине, диагностике и лечению. Из объяснений ИП Ермаковой В.П. следует, что в понятие альтернативная медицина входят такие методы лечения как:

1) пранотерапия (лечение руками);

2) ароматерапия;

3) траволечение;

4) парапсихология.

Альтернативная медицина представляет широкий набор существующих видов практик в сфере здравоохранения, которые не являются частью собственных традиций страны и не включены в основную систему медико-санитарной помощи. В современной практике наряду с понятием «альтернативная медицина» употребляется понятие «народная медицина». Данные понятия используются для обозначения многих видов нестандартных услуг в области здравоохранения, которые требуют различных уровней подготовки и обладают различной эффективностью (резолюция исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения 56 сессии всемирной ассамблеи здравоохранения от 24.01.2003, письмо Министерства здравоохранения Астраханской области вх. №8572 от 20.10.2011).

Согласно «Общему руководству по методологиям научных исследований и оценке народной медицины», изданным Всемирной организацией здравоохранения в 2000 г., народная медицина представляет собой общий итог накопленных знаний, верований и навыков, основанных на теории, убеждениях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, которые используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики и улучшения состояния при физических и психических расстройствах.

В соответствии с Приказом от 10.05.2007 №323 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» при осуществлении стационарной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, при санаторно-курортной помощи выполняются работы (услуги) с помощью применения методов традиционной медицины.

Приказом от 10.04.2001 №113 Министерства здравоохранения Российской Федерации «О введение в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» утвержден соответствующий классификатор 91500.09.0001-2001, который не содержит разделение методов лечения на традиционные и нетрадиционные (альтернативные).

В соответствии с п.1.3 Приказа от 20.07.2007 №488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственных функций по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий» (далее – Приказ №488) на территории Российской Федерации разрешено применение новых медицинских технологий, к которым относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии.

Вместе с тем, согласно ст.43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (далее – Основы законодательства об охране здоровья граждан), в практике здравоохранения возможно использования только таких методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий, которые разрешенные к применению в установленном законом порядке.

Согласно п.1.2 Приказа №488, выдача разрешений на применение новых медицинских технологий является государственно-надзорной функцией, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска новых медицинских технологий к медицинскому применению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Таким образом, применение методов альтернативной медицины, диагностики, лечения является применением новых медицинских технологий, разрешение которых допускается на территории Российской Федерации. Вместе с тем, применение методов ограничено определенными противопоказаниями, перечень которых разнится в зависимости от конкретного применяемого метода (письмо Министерства здравоохранения Астраханской области вх. №8572 от 20.10.2011).

В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Однако предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию методов альтернативной медицины, диагностики, а также лечения, указание на необходимость консультации со специалистом в Рекламе обозначены не были. Применение методов альтернативной медицины, диагностики и лечения ограничено определенными противопоказаниями. Отсутствие такой информации в Рекламе формирует у потребителей рекламы представление, что при применении и использовании методов альтернативной медицины противопоказания не учитываются. Это искажает смысл информации в Рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, Реклама не соответствует требованиям ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации признается ненадлежащей и не допускается законом, согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» № 31 (46) 10-16 августа 2011 года размещена ненадлежащая реклама «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» с нарушением ч.7 ст.5, ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателем и рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32», поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ИП Амерханову Э.А. о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Амерханова Э.А., ИП Ермаковой В.П.

Решение изготовлено в полном объеме 23.10.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«23» ноября 2011 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления

Члены Комиссии:

<> - заместитель руководителя – начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления;

<>. - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело №39-Р-05-11 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Амерхановым (далее – ИП Амерханов Э.А.; 414052, и индивидуальным предпринимателем Ермаковой (далее – ИП Ермакова законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» № 31 (46) 10-16 августа 2011 года рекламы «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» (далее – Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии ИП Амерханова Э.А., надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела (исх. №05/6792 от 02.11.2011, почтовое уведомление №414015 51 82691 5), в присутствии ИП Ермаковой В.П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ30-00105 от 16.11.2010) № 31 (46) 10-16 августа 2011 года была размещена реклама следующего содержания: «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» (далее – Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

В Рекламе сообщается о предоставлении услуг по альтернативной медицине, диагностике и лечению.

Объектом рекламирования являются услуги по альтернативной медицине, диагностике, а также лечению.

Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань», учредителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «АСК-Медиа» (далее – ООО «АСК-Медиа»). Согласно представленной ООО «АСК-Медиа» информации (вх. №8353 от 11.10.2011) рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель Амерханов Э.А. (далее – ИП Амерханов Э.А., договор о передаче прав на размещение рекламы в СМИ от 16.11.2010 между ООО «АСК-Медиа» и ИП Амерхановым Э.А.). Согласно п.2.2. договора о передаче прав на размещение рекламы в СМИ от 16.11.2010 между ООО «АСК-Медиа» и ИП Амерхановым Э.А., рекламораспространитель самостоятельно несет ответственность за любые нарушения требования законодательства, связанные с размещением рекламной информации в газете «Час Пик Астрахань».

В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «АСК-Медиа» пояснило, что рекламодателем является индивидуальный предприниматель Ермакова Вера Петровна (далее – ИП Ермакова В.П., письмо ООО «АСК-Медиа» вх. №8353 от 11.10.2011, заказ на оформление рекламного сообщения, приходный кассовый ордер 4261 от 14.07.2011). На основании п.1.1 договора о рекламном обслуживании №205 от 11.08.2011г., заключенного между ИП Амерхановым Э.А. (исполнитель) и ИП Ермаковой В.П. (рекламодатель), рекламодатель предоставляет рекламные и/или информационные материалы, а исполнитель обеспечивает публикацию предоставленных рекламодателем материалов в издании «Час Пик» и/или «Снабженец Астрахань».

Согласно письму ООО «АСК-Медиа» (вх. №8353 от 11.10.2011) рекламопроизводителем является ИП Амерханов Э.А.

По информации, полученной от ИП Ермаковой В.П. (объяснительная от 01.11.2011), ИП Ермакова В.П. является лицом, определившим содержание Рекламы, то есть рекламодателем.

Как следует из представленной Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ермакова В.П. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет в качестве основной деятельность в области здравоохранения (КОД ОКВЭД 85.1), а также в качестве дополнительной деятельность среднего медицинского персонала (КОД ОКВЭД 85.14.1.

Представленные документы (Свидетельство Европейской Школы Корреспондентского Обучения о прохождения курса нетрадиционной медицины, Свидетельство о присвоении квалификации «Врач-натуропат», Диплом №9 международного центра развития социальных инициатив Московского центра магии и парапсихологии о присвоении квалификации «Экстрасенс-парапсихолог») свидетельствуют, что ИП Ермакова В.П. осуществляет соответствующую деятельность: оказывает деятельность по альтернативной медицине, диагностике и лечению. Из объяснений ИП Ермаковой В.П. следует, что в понятие альтернативная медицина входят такие методы лечения как:

1) пранотерапия (лечение руками);

2) ароматерапия;

3) траволечение;

4) парапсихология.

Альтернативная медицина представляет широкий набор существующих видов практик в сфере здравоохранения, которые не являются частью собственных традиций страны и не включены в основную систему медико-санитарной помощи. В современной практике наряду с понятием «альтернативная медицина» употребляется понятие «народная медицина». Данные понятия используются для обозначения многих видов нестандартных услуг в области здравоохранения, которые требуют различных уровней подготовки и обладают различной эффективностью (резолюция исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения 56 сессии всемирной ассамблеи здравоохранения от 24.01.2003, письмо Министерства здравоохранения Астраханской области вх. №8572 от 20.10.2011).

Согласно «Общему руководству по методологиям научных исследований и оценке народной медицины», изданным Всемирной организацией здравоохранения в 2000 г., народная медицина представляет собой общий итог накопленных знаний, верований и навыков, основанных на теории, убеждениях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, которые используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики и улучшения состояния при физических и психических расстройствах.

В соответствии с Приказом от 10.05.2007 №323 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» при осуществлении стационарной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, при санаторно-курортной помощи выполняются работы (услуги) с помощью применения методов традиционной медицины.

Приказом от 10.04.2001 №113 Министерства здравоохранения Российской Федерации «О введение в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» утвержден соответствующий классификатор 91500.09.0001-2001, который не содержит разделение методов лечения на традиционные и нетрадиционные (альтернативные).

В соответствии с п.1.3 Приказа от 20.07.2007 №488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственных функций по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий» (далее – Приказ №488) на территории Российской Федерации разрешено применение новых медицинских технологий, к которым относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии.

Вместе с тем, согласно ст.43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (далее – Основы законодательства об охране здоровья граждан), в практике здравоохранения возможно использования только таких методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий, которые разрешенные к применению в установленном законом порядке.

Согласно п.1.2 Приказа №488, выдача разрешений на применение новых медицинских технологий является государственно-надзорной функцией, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска новых медицинских технологий к медицинскому применению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Таким образом, применение методов альтернативной медицины, диагностики, лечения является применением новых медицинских технологий, разрешение которых допускается на территории Российской Федерации. Вместе с тем, применение методов ограничено определенными противопоказаниями, перечень которых разнится в зависимости от конкретного применяемого метода (письмо Министерства здравоохранения Астраханской области вх. №8572 от 20.10.2011).

В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Однако предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию методов альтернативной медицины, диагностики, а также лечения, указание на необходимость консультации со специалистом в Рекламе обозначены не были. Применение методов альтернативной медицины, диагностики и лечения ограничено определенными противопоказаниями. Отсутствие такой информации в Рекламе формирует у потребителей рекламы представление, что при применении и использовании методов альтернативной медицины противопоказания не учитываются. Это искажает смысл информации в Рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, Реклама не соответствует требованиям ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации признается ненадлежащей и не допускается законом, согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Час Пик Астрахань» № 31 (46) 10-16 августа 2011 года размещена ненадлежащая реклама «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32» с нарушением ч.7 ст.5, ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателем и рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Альтернативная медицина, диагностика, лечение. Т. 8-917-091-36-32», поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ИП Амерханову Э.А. о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Амерханова Э.А., ИП Ермаковой В.П.

Решение изготовлено в полном объеме 23.10.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 39-р-05-11 [format] => [safe_value] => № 39-р-05-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-23 05:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-23 05:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323754510 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )