Решение №26-р-05-11 в отношении АНО ИД "Каспий"

Номер дела: №26-р-05-11
Дата публикации: 14 сентября 2011, 09:43

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-Р-05-11

«14» сентября 2011 г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

<>- заместитель руководителя - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

<>- ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело № 26-Р-05-11 по признакам нарушения Автономной некоммерческой организацией «Издательский дом «Каспий» (414000, г. Астрахань, ул. Челюскинцев, д. 82, литер Ж; ИНН 3015044849) (далее — АНО «ИД «Каспий») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 рекламы «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» в присутствии представителя АНО «ИД «Каспий» <>, директора Федерального государственного унитарного предприятия «Астраханское протезно-ортопедическое предприятие «ОРТО» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 126; ИНН 3017003982) (далее — ФГУП «АПОП «ОРТО») <>,

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России поступило обращение <> о размещении в газете «Комсомолец Каспия» № 57 от 20.07.2011 в материале «Новые возможности для инвалидов...» рекламы предприятия «Орто» с нарушением законодательства РФ о рекламе, а именно без пометки «На правах рекламы» (вх. № 5877 от 21.07.2011).

На странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011, распространяемой на территории Астраханской области, размещена реклама «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» (экземпляр газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 прилагается к материалам дела) (далее — Реклама).

Лицо, определившее объект рекламирования, содержание Рекламы, осуществившее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а также распространение Рекламы, - АНО «ИД «Каспий», которое на основании пп. 5-7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем Рекламы (письмо ФГУП «АПОП «ОРТО» вх. № 7180 от 06.09.2011; письмо АНО «ИД «Каспий» вх. № 7285 от 07.09.2011).

В соответствии со ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Как следует из свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ30-00080 от 09.07.2010, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области, газета «Комсомолец Каспия» не является печатным средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Однако размещенная АНО «ИД «Каспий» Реклама не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Таким образом, реклама не соответствует ст. 16 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, на основании ст. 3 Закона о рекламе, является ненадлежащей и законом не допускается.

Таким образом, установлено распространение на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» с нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

Согласно ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель АНО «ИД «Каспий» пояснил, что организация не считает, что размещенная на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 статья «Новые возможности для инвалидов» является рекламой. Как указано в письме АНО «ИД «Каспий» вх. № 7285 от 07.09.2011 данная информация имеет серьезный общественный интерес, ее цель — привлечение внимания к социально-экономическим условиям существования инвалидов, улучшение которых входит в перечень приоритетов России как социального государства. Также представитель АНО «ИД «Каспий» пояснил, что информация не является рекламой, поскольку адресована она определенному кругу лиц — инвалидам.

Указанные доводы АНО «ИД «Каспий» не соответствуют Закону о рекламе.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В размещенной АНО «ИД «Каспий» информации сообщается об оказании специалистами предприятия «Орто» услуг по установке ручного управления на автомобили для граждан с ограниченными возможностями; по оказанию помощи с оформлением документов, необходимых для установки ручного управления на автомобили; по обучению инвалидов пользованию установленными устройствами.

Также информация содержит сведения о стоимости вышеуказанных услуг предприятия и положительные отзывы лиц, в автомобилях которых специалистами предприятия «Орто» было установлено ручное управление.

В одном из отзывов указано: «...С предприятием «Орто» я знаком давно, заказывал протезы, коляску. Здесь всегда очень хорошее и внимательное отношение к людям. Обслуживание превосходное».

Таким образом, размещенная АНО «ИД «Каспий» информация направлена на привлечение внимания к предприятию «Орто» и оказываемым им услугам, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

При этом информация обладает и таким признаком рекламы, как направленность на привлечение внимания неопределенного круга лиц.

Газета «Комсомолец Каспия» является средством массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ30-00080 от 09.07.2010).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Под массовой информацией, на основании ст. 2 указанного закона, понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Следовательно, газета «Комсомолец Каспия» и, соответственно, вся содержащаяся в ней информация, предназначены для неограниченного, неопределенного круга лиц.

Размещенная информация действительно сообщает о возможности установки ручного управления на автомобили инвалидов.

Однако, адресованность информации об услуге только тем лицам, которые являются ее потребителями, не лишает информацию такого признака рекламы, как направленность на привлечение внимания неопределенного круга лиц.

Условия приобретения объекта рекламирования во многих случаях содержат определенные требования к лицам, которым рекламируемый товар (услуга) может быть предоставлен: достижение лицом определенного возраста, наличие гражданства Российской Федерации либо регистрации по месту жительства в определенном регионе. Соответственно, приобрести объект рекламирования, могут только лица, отвечающие заявленным критериям.

Для ряда товаров может быть выделена «целевая аудитория» - лица, в первую очередь заинтересованные в их приобретении. Такая группа лиц может определяться полом потребителя (одежда, отдельные лекарственные средства, предметы гигиены), возрастом (детские игрушки), уровнем и профилем образования (учебники для определенных классов школы, курсов ВУЗов), профессии и т.п.

Вместе с тем, назначение товара для использования определенным кругом потребителей не свидетельствует о том, что реклама такого товара предназначена только для лиц, входящих в число этих потребителей (данной «целевой аудитории»), поскольку любое лицо вправе получать полную и достоверную информацию о любом товаре (услуге).

Кроме того, в течение периода распространения рекламы состав круга лиц, для которых предназначен рекламируемый товар, может изменяться, в связи с чем при распространении такой рекламы невозможно заранее определить круг получателей рекламной информации и приобретателей объекта рекламирования.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением информации среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...», размещенную на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.

  2. Выдать АНО «ИД «Каспий» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «27» сентября 2011. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 6582 [uid] => 5 [title] => Решение №26-р-05-11 в отношении АНО ИД "Каспий" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6582 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323759041 [changed] => 1370529288 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529288 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-Р-05-11

«14» сентября 2011 г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

<>- заместитель руководителя - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

<>- ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело № 26-Р-05-11 по признакам нарушения Автономной некоммерческой организацией «Издательский дом «Каспий» (414000, г. Астрахань, ул. Челюскинцев, д. 82, литер Ж; ИНН 3015044849) (далее — АНО «ИД «Каспий») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 рекламы «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» в присутствии представителя АНО «ИД «Каспий» <>, директора Федерального государственного унитарного предприятия «Астраханское протезно-ортопедическое предприятие «ОРТО» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 126; ИНН 3017003982) (далее — ФГУП «АПОП «ОРТО») <>,

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России поступило обращение <> о размещении в газете «Комсомолец Каспия» № 57 от 20.07.2011 в материале «Новые возможности для инвалидов...» рекламы предприятия «Орто» с нарушением законодательства РФ о рекламе, а именно без пометки «На правах рекламы» (вх. № 5877 от 21.07.2011).

На странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011, распространяемой на территории Астраханской области, размещена реклама «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» (экземпляр газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 прилагается к материалам дела) (далее — Реклама).

Лицо, определившее объект рекламирования, содержание Рекламы, осуществившее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а также распространение Рекламы, - АНО «ИД «Каспий», которое на основании пп. 5-7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем Рекламы (письмо ФГУП «АПОП «ОРТО» вх. № 7180 от 06.09.2011; письмо АНО «ИД «Каспий» вх. № 7285 от 07.09.2011).

В соответствии со ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Как следует из свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ30-00080 от 09.07.2010, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области, газета «Комсомолец Каспия» не является печатным средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Однако размещенная АНО «ИД «Каспий» Реклама не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Таким образом, реклама не соответствует ст. 16 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, на основании ст. 3 Закона о рекламе, является ненадлежащей и законом не допускается.

Таким образом, установлено распространение на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» с нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

Согласно ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель АНО «ИД «Каспий» пояснил, что организация не считает, что размещенная на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 статья «Новые возможности для инвалидов» является рекламой. Как указано в письме АНО «ИД «Каспий» вх. № 7285 от 07.09.2011 данная информация имеет серьезный общественный интерес, ее цель — привлечение внимания к социально-экономическим условиям существования инвалидов, улучшение которых входит в перечень приоритетов России как социального государства. Также представитель АНО «ИД «Каспий» пояснил, что информация не является рекламой, поскольку адресована она определенному кругу лиц — инвалидам.

Указанные доводы АНО «ИД «Каспий» не соответствуют Закону о рекламе.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В размещенной АНО «ИД «Каспий» информации сообщается об оказании специалистами предприятия «Орто» услуг по установке ручного управления на автомобили для граждан с ограниченными возможностями; по оказанию помощи с оформлением документов, необходимых для установки ручного управления на автомобили; по обучению инвалидов пользованию установленными устройствами.

Также информация содержит сведения о стоимости вышеуказанных услуг предприятия и положительные отзывы лиц, в автомобилях которых специалистами предприятия «Орто» было установлено ручное управление.

В одном из отзывов указано: «...С предприятием «Орто» я знаком давно, заказывал протезы, коляску. Здесь всегда очень хорошее и внимательное отношение к людям. Обслуживание превосходное».

Таким образом, размещенная АНО «ИД «Каспий» информация направлена на привлечение внимания к предприятию «Орто» и оказываемым им услугам, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

При этом информация обладает и таким признаком рекламы, как направленность на привлечение внимания неопределенного круга лиц.

Газета «Комсомолец Каспия» является средством массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ30-00080 от 09.07.2010).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Под массовой информацией, на основании ст. 2 указанного закона, понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Следовательно, газета «Комсомолец Каспия» и, соответственно, вся содержащаяся в ней информация, предназначены для неограниченного, неопределенного круга лиц.

Размещенная информация действительно сообщает о возможности установки ручного управления на автомобили инвалидов.

Однако, адресованность информации об услуге только тем лицам, которые являются ее потребителями, не лишает информацию такого признака рекламы, как направленность на привлечение внимания неопределенного круга лиц.

Условия приобретения объекта рекламирования во многих случаях содержат определенные требования к лицам, которым рекламируемый товар (услуга) может быть предоставлен: достижение лицом определенного возраста, наличие гражданства Российской Федерации либо регистрации по месту жительства в определенном регионе. Соответственно, приобрести объект рекламирования, могут только лица, отвечающие заявленным критериям.

Для ряда товаров может быть выделена «целевая аудитория» - лица, в первую очередь заинтересованные в их приобретении. Такая группа лиц может определяться полом потребителя (одежда, отдельные лекарственные средства, предметы гигиены), возрастом (детские игрушки), уровнем и профилем образования (учебники для определенных классов школы, курсов ВУЗов), профессии и т.п.

Вместе с тем, назначение товара для использования определенным кругом потребителей не свидетельствует о том, что реклама такого товара предназначена только для лиц, входящих в число этих потребителей (данной «целевой аудитории»), поскольку любое лицо вправе получать полную и достоверную информацию о любом товаре (услуге).

Кроме того, в течение периода распространения рекламы состав круга лиц, для которых предназначен рекламируемый товар, может изменяться, в связи с чем при распространении такой рекламы невозможно заранее определить круг получателей рекламной информации и приобретателей объекта рекламирования.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением информации среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...», размещенную на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.

  2. Выдать АНО «ИД «Каспий» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «27» сентября 2011. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-Р-05-11

«14» сентября 2011 г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

<>- заместитель руководителя - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

<>- ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело № 26-Р-05-11 по признакам нарушения Автономной некоммерческой организацией «Издательский дом «Каспий» (414000, г. Астрахань, ул. Челюскинцев, д. 82, литер Ж; ИНН 3015044849) (далее — АНО «ИД «Каспий») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 рекламы «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» в присутствии представителя АНО «ИД «Каспий» <>, директора Федерального государственного унитарного предприятия «Астраханское протезно-ортопедическое предприятие «ОРТО» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 126; ИНН 3017003982) (далее — ФГУП «АПОП «ОРТО») <>,

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России поступило обращение <> о размещении в газете «Комсомолец Каспия» № 57 от 20.07.2011 в материале «Новые возможности для инвалидов...» рекламы предприятия «Орто» с нарушением законодательства РФ о рекламе, а именно без пометки «На правах рекламы» (вх. № 5877 от 21.07.2011).

На странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011, распространяемой на территории Астраханской области, размещена реклама «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» (экземпляр газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 прилагается к материалам дела) (далее — Реклама).

Лицо, определившее объект рекламирования, содержание Рекламы, осуществившее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а также распространение Рекламы, - АНО «ИД «Каспий», которое на основании пп. 5-7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем Рекламы (письмо ФГУП «АПОП «ОРТО» вх. № 7180 от 06.09.2011; письмо АНО «ИД «Каспий» вх. № 7285 от 07.09.2011).

В соответствии со ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Как следует из свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ30-00080 от 09.07.2010, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области, газета «Комсомолец Каспия» не является печатным средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Однако размещенная АНО «ИД «Каспий» Реклама не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Таким образом, реклама не соответствует ст. 16 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, на основании ст. 3 Закона о рекламе, является ненадлежащей и законом не допускается.

Таким образом, установлено распространение на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...» с нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

Согласно ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель АНО «ИД «Каспий» пояснил, что организация не считает, что размещенная на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011 статья «Новые возможности для инвалидов» является рекламой. Как указано в письме АНО «ИД «Каспий» вх. № 7285 от 07.09.2011 данная информация имеет серьезный общественный интерес, ее цель — привлечение внимания к социально-экономическим условиям существования инвалидов, улучшение которых входит в перечень приоритетов России как социального государства. Также представитель АНО «ИД «Каспий» пояснил, что информация не является рекламой, поскольку адресована она определенному кругу лиц — инвалидам.

Указанные доводы АНО «ИД «Каспий» не соответствуют Закону о рекламе.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В размещенной АНО «ИД «Каспий» информации сообщается об оказании специалистами предприятия «Орто» услуг по установке ручного управления на автомобили для граждан с ограниченными возможностями; по оказанию помощи с оформлением документов, необходимых для установки ручного управления на автомобили; по обучению инвалидов пользованию установленными устройствами.

Также информация содержит сведения о стоимости вышеуказанных услуг предприятия и положительные отзывы лиц, в автомобилях которых специалистами предприятия «Орто» было установлено ручное управление.

В одном из отзывов указано: «...С предприятием «Орто» я знаком давно, заказывал протезы, коляску. Здесь всегда очень хорошее и внимательное отношение к людям. Обслуживание превосходное».

Таким образом, размещенная АНО «ИД «Каспий» информация направлена на привлечение внимания к предприятию «Орто» и оказываемым им услугам, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

При этом информация обладает и таким признаком рекламы, как направленность на привлечение внимания неопределенного круга лиц.

Газета «Комсомолец Каспия» является средством массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ30-00080 от 09.07.2010).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Под массовой информацией, на основании ст. 2 указанного закона, понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Следовательно, газета «Комсомолец Каспия» и, соответственно, вся содержащаяся в ней информация, предназначены для неограниченного, неопределенного круга лиц.

Размещенная информация действительно сообщает о возможности установки ручного управления на автомобили инвалидов.

Однако, адресованность информации об услуге только тем лицам, которые являются ее потребителями, не лишает информацию такого признака рекламы, как направленность на привлечение внимания неопределенного круга лиц.

Условия приобретения объекта рекламирования во многих случаях содержат определенные требования к лицам, которым рекламируемый товар (услуга) может быть предоставлен: достижение лицом определенного возраста, наличие гражданства Российской Федерации либо регистрации по месту жительства в определенном регионе. Соответственно, приобрести объект рекламирования, могут только лица, отвечающие заявленным критериям.

Для ряда товаров может быть выделена «целевая аудитория» - лица, в первую очередь заинтересованные в их приобретении. Такая группа лиц может определяться полом потребителя (одежда, отдельные лекарственные средства, предметы гигиены), возрастом (детские игрушки), уровнем и профилем образования (учебники для определенных классов школы, курсов ВУЗов), профессии и т.п.

Вместе с тем, назначение товара для использования определенным кругом потребителей не свидетельствует о том, что реклама такого товара предназначена только для лиц, входящих в число этих потребителей (данной «целевой аудитории»), поскольку любое лицо вправе получать полную и достоверную информацию о любом товаре (услуге).

Кроме того, в течение периода распространения рекламы состав круга лиц, для которых предназначен рекламируемый товар, может изменяться, в связи с чем при распространении такой рекламы невозможно заранее определить круг получателей рекламной информации и приобретателей объекта рекламирования.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением информации среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Новые возможности для инвалидов По инициативе депутата В нашем регионе немало инвалидов, которых сейчас принято называть людьми с ограниченными возможностями, и есть те, кто стремится расширить круг этих возможностей. Депутат Городской Думы, директор предприятия «Орто» <>, выступил инициатором очень полезного дела, которое позволит инвалидам управлять автомобилем безопасно и на законных основаниях. <> избирается депутатом вот уже ...», размещенную на странице 2 газеты «Комсомолец Каспия» № 57 (6702) от 20.07.2011, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.

  2. Выдать АНО «ИД «Каспий» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «27» сентября 2011. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №26-р-05-11 [format] => [safe_value] => №26-р-05-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-14 05:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-14 05:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323759041 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )