• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение №71-К-05-15

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел.(8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 71-К-05-15

г. Астрахань

Резолютивная часть решения оглашена «23» июля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «29» июля 2015 года.

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Меркулов Н.С. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Балтыкова Е.М. - главный специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело № 71-К-05-15 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Гужелей Александром Петровичем (<...>) (далее — ИП Гужеля А.П.) и администрацией города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6; исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Астрахани, наделенный Уставом муниципального образования "Город Астрахань", принятым решением городского Совета города Астрахани от 06.07.2004 N 52/а, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Астраханской области) (далее — Администрация) п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела ответчиков,

УСТАНОВИЛА:

Определением выделении дела в отдельное производство от 29.04.2015 года из дела № 50-К-05-12 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Иконниковым Виктором Валентиновичем (19.01.1964 года рождения, уроженец г. Тольятти Куйбышевской области; 414038, г. Астрахань, Ленинградский пер., д. 68, кор. 1, кв. 125; паспорт 1209 № 254256, выданный 15.05.2009 года ОУФМС России по Астраханской области по Трусовскому району; ОГРНИП 304302319400117; ИНН 301800330978) ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции в отдельное производство выделено дело по признакам нарушения ИП Гужелей А.П. и Администрацией п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 29.04.2015 года делу присвоен номер 71-К-05-15, и создана комиссия по рассмотрению дела.

Определением от 24.06.2015 года рассмотрение дела назначено на 23.07.2015 года.

На рассмотрение дела ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Дело рассмотрено 23.07.2015 года без участия ответчиков.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" к вопросам местного значения города Астрахани относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Астрахани.

Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 N 49 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани.

В соответствии с п. 3.1 указанных Правил привлечение перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с Заказчиком (организатором) (администрацией города Астрахани либо уполномоченным мэром города органом), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов.

Организация и порядок проведения конкурсного отбора определяются Положением, утверждаемым Советом муниципального образования "Город Астрахань".

Согласно п. 3.5 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани запрещается выполнение регулярных перевозок на муниципальных маршрутах г. Астрахани: без заключения соответствующего договора с Заказчиком (организатором); с использованием внешнего оформления, установленного для транспортных средств, выполняющих регулярные перевозки на муниципальных маршрутах, Перевозчиками, не заключившими соответствующего договора с Заказчиком (организатором); без утверждения в установленном порядке паспорта маршрута и расписания; в нарушении утвержденной схемы движения на маршрутах общего пользования.

Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

В соответствии с п. 3 указанного Положения установлено, что в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети администрацией города Астрахани или уполномоченным на то администрацией города Астрахани структурным подразделением администрации города Астрахани проводится открытый конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

Согласно п. 1.4 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани предмет конкурса - получение перевозчиком права на заключение договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

Постановлением администрации города Астрахани от 14.10.2010 N 7930 утверждена маршрутная сеть регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани согласно приложениям 1 и 2 к указанному Постановлению администрации города.

В указанную маршрутную сеть входит автобусный маршрут № 63С «Пер. Грановский — Юго-Восток № 3 — пер. Грановский».

03.04.2012 года между администрацией города Астрахани и ООО «Омни-Транс» по результатам конкурса заключен договор № 6/12 использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, заключаемого по результатам проведения конкурса.

Согласно п. 1.1 указанного договора в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках администрация города Астрахани поручает, а ООО «Омни-Транс» принимает на себя обязательства по осуществлению регулярной перевозки пассажиров автомобильным транспортом на муниципальном маршруте города Астрахани № 63С.

Указанный договор расторгнут сторонами 17.01.2013 года.

31.01.2013 года между Администрацией г. Астрахани в лице начальника управления транспорта и пассажирских перевозок Макеева Алексея Юрьевича и ИП Гужелей А.П. без проведения конкурса на основании публичного предложения, размещенного в бюллетене «Астраханский вестник» № 3 от 24.01.2013 года с внесенными изменениями, размещенными в бюллетене № 4 от 31.01.2013 года и размещенными на официальном сайте администрации города, заключен договор на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С.

Согласно п. 1.1 указанного договора в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках Администрация поручает, а ИП Гужеля А.П. принимает на себя обязательства по осуществлению временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту г. Астрахани № 63С транспортными средствами, указанными в п. 1.1 договора.

В соответствии с п. 6.1 договора на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С от 31.01.2013 года плата за проезд пассажиров (провоз багажа) в автобусах взимается ИП Гужелей А.П. согласно тарифам на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городе Астрахани, установленным Правительством Астраханской области, представительным органом МО «Город Астрахань».

В силу п. 9.1 договора на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С от 31.01.2013 года договор вступает в силу со дня его подписания сторонами.

В соответствии с п. 9.2 договора на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С от 31.01.2013 года договор заключен на период организации и проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани № 63С до 29.03.2013 года.

Таким образом, в результате заключения договора на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С от 31.01.2013 года ИП Гужеля А.П. без участия и победы в конкурсе получил право осуществлять пассажирские перевозки по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С и, соответственно, получать прибыль от такой деятельности.

Постановлением администрации города Астрахани от 27.05.2010 N 3592 утверждена Типовая конкурсная документация к открытому конкурсу на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани (далее — Типовая конкурсная документация).

Абзацами 9-11 п. 5.1 раздела 5 Типовой конкурсной документации, которые постановлением администрации города Астрахани от 13.05.2013 N 3757 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 27.05.2010 N 3592" были исключены, была предусмотрена возможность заключения без конкурса договора на выполнение временных пассажирских перевозок.

Так, указанными пунктами было установлено следующее.

Одновременно с уведомлением о расторжении договора уполномоченный орган принимает решение о проведении нового конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения.

На период организации и проведения конкурса уполномоченный орган заключает договор на выполнение временных пассажирских перевозок с перевозчиком, способным обеспечить выполнение соответствующих условий перевозки на данном маршруте (маршрутах).

Выбор такого перевозчика может быть осуществлен среди других участников конкурса, не ставших его победителями, а также посредством принятия иным перевозчиком публичного предложения, размещенного уполномоченным органом в тех же средствах массовой информации и в Интернете на сайте органов местного самоуправления г. Астрахани, что и информационное извещение о проведении конкурса.

Однако постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2013 года по делу № А06-8686/2011 указанные абзацы 9-11 п. 5.1 раздела 5 Типовой конкурсной документации признаны недействующими, как не соответствующие Закону о защите конкуренции, ГК РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования «Город Астрахань», решению Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 10.09.2009 года № 119 «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани».

Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2013 года по делу № А06-8686/2011 вступило в законную силу со дня его принятия.

Постановлением администрации города Астрахани от 13.05.2013 N 3757 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 27.05.2010 N 3592" абзацы 9-11 п. 5.1 раздела 5 Типовой конкурсной документации исключены.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о защите конкуренции указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом в соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Договор на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С от 31.01.2013 года, заключенный между Администрацией и ИП Гужелей А.П., свидетельствует о наличии между указанными лицами договоренности, приводящей к ограничению доступа на рынок оказания услуг пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани и запрещенной п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Договоренность Администрации и ИП Гужели А.П. обеспечила доступ ИП Гужели А.П. на товарный рынок услуг пассажирских перевозок вне конкуренции и повлекла ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок. Для ИП Гужели А.П. необоснованно были созданы преимущественные условия деятельности на рынке посредством предоставления (получения) на внеконкурсной основе права осуществления деятельности по перевозке пассажиров и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности осуществления данной деятельности.

Факт того, что возможность заключения без проведения конкурса договора на выполнение временных пассажирских перевозок была предусмотрена абзацами 9-11 п. 5.1 раздела 5 Типовой конкурсной документацией не свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, поскольку 05.03.2013 года Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа признал указанные положения не действующими.

Соответственно, Администрация и ИП Гужеля А.П. должны были предпринять меры для прекращения действия заключенного между ними договора на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С от 31.01.2013 года.

Администрация как орган местного самоуправления, решающий вопросы местного значения, и ИП Гужеля А.П. как и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке оказания услуг пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам города Астрахани, должны соблюдать требования действующего законодательства, в том числе Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 N 49, Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119, предусматривающих правило об обязательном проведении конкурса для заключения договора на выполнение перевозок по регулярным муниципальным маршрутам города Астрахани. Поэтому, не предпринимая мер для прекращения действия заключенного без конкурса договора на выполнение временных пассажирских перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 63С от 31.01.2013 года, Администрация и ИП Гужеля А.П. понимали, что действуют в нарушение требований Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани и Закона о защите конкуренции, ограничивая доступ на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Администрация и ИП Гужеля А.П. нарушили п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время перевозки пассажиров по маршруту г. Астрахани № 63С на основании заключенного по результатам конкурса договора № 44/14 использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани от 07.07.2014 года осуществляет ИП Гужеля А.П.

Указанное свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания ответчикам.

 

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

    2. Признать индивидуального предпринимателя Гужелю Александра Петровича и Администрацию города Астрахани нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

    4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии Н.С. Меркулов

 

 

Члены Комиссии: Е.М. Балтыкова

 

 

А.В. Федотов

Файлы для скачивания

reshenie_guzhelya_71k.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.07 МБ