Решение №04-К-05-16

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел.(8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-К-05-16

г. Астрахань

Резолютивная часть решения оглашена «26» декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2016 года.

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Потылицын П.Л. - заместитель руководителя — начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,

Члены Комиссии:

Камакина Т.Н. - заместитель руководителя — начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Балтыкова Е.М. - главный специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело № 04-К-05-16 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Куксиной Ольгой Алексеевной (<...>) (далее — ИП Куксина О.А.), индивидуальным предпринимателем Куксиным Дмитрием Ивановичем (<..>) (далее — ИП Куксин Д.И.) и индивидуальным предпринимателем Белоусовым Ростиславом Владиславовичем (<..>) (далее — ИП Белоусов Р.В.) п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ИП Куксиной О.А., ИП Куксина Д.И. и ИП Белоусова Р.В. Белоусова В.В. (доверенности),

в отсутствие представителей заинтересованных лиц Администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6) (далее — Администрация) и Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советская/ул. Коммунистическая/ул. Чернышевского/ул. Володарского, 14-12/3/13/17) (далее — Министерство), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление из Прокуратуры Астраханской области поступило на рассмотрение анонимное обращение о заключении ИП Куксиной О.А. с ИП Белоусовым Р.В. соглашения об осуществлении перевозок по регулярному муниципальному маршруту города Астрахани № 37С, направленное Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В связи с поступлением указанного обращения Управлением возбуждено дело № 04-К-05-16 по признакам нарушения ИП Куксиной О.А., ИП Куксиным Д.И. и ИП Белоусовым Р.В. п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела проведен анализ рынка осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам города Астрахани № 37С (37Р) и рынка осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу города Астрахани № 90С.

Нормативно-методической базой исследования являлись: Закон о защите конкуренции, Приказ ФАС РФ от 28.04.2010 года N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок), Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденные решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 N 49, Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8916 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Город Астрахань", постановление Администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 17.05.2016 года № 3219 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок транспортом общего пользования в муниципальном образовании «Город Астрахань».

В соответствии с п. 10.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.

Географические границы товарного рынка определяются с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

При этом Порядок не устанавливает требования к тому, каким должен быть наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Поводом для возбуждения дела № 04-К-05-16 явилось установление факта заключения между ИП Куксиной О.А., ИП Куксиным Д.И. и ИП Белоусовым Р.В. договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года.

Согласно п. 8.3 указанного договора договор заключен бессрочно и вступил в силу с момента его подписания.

В связи с этим временной интервал определен с 01.10.2015 года по 31.10.2016 года.

В соответствии с пп. «б» п. 10.3 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в договоре простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года, заключенном между ИП Куксиным Д.И., ИП Куксиной О.А. и ИП Белоусовым Р.В.

Согласно п. 1.1 договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года участники простого товарищества (ИП Куксин Д.И., ИП Куксина О.А. и ИП Белоусов Р.В.) обязуются путем объединения имущества, деловых связей, репутации и усилий совместно действовать для достижения общих задач в области пассажирских перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам г. Астрахани и Астраханской области № 90 и № 37.

Маршруты 90С и 37С (37Р) являются маршрутами регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань».

Постановлением администрации города Астрахани от 14.10.2010 N 7930 утверждена маршрутная сеть регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани согласно приложениям 1 и 2 к указанному Постановлению администрации города (документ утратил силу с 11 января 2016 года в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8917).

В указанную маршрутную сеть входят автобусный маршрут № 90С и «пос. Войково — Станкозавод» и автобусный маршрут № 37С «пос. Кири-Кили — гостиница «Альбион».

В настоящее время на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» http://www.astrgorod.ru/ размещен Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань».

В указанный реестр включены маршрут № 90С «пос. Войково — Станкозавод» (перевозчик ИП Куксин Д.И.) и маршрут № 37Р «пос. Кири-Кили — гостиница «Альбион» (перевозчик ИП Куксина О.А.) (постановлением Администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 17.05.2016 года № 3219 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок транспортом общего пользования в муниципальном образовании «Город Астрахань» маршрут 37С был признан маршрутом регулярных перевозок по регулируемым тарифам, за маршрутом закреплен № 37Р).

Следовательно, имеются две продуктовые границы - услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Астрахани № 37С (37Р) и услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Астрахани № 90С.

В соответствии с п. 10.3 Порядка географические границы товарного рынка определяются с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, исходя из текста договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года имеются две географические границы - границы муниципального маршрута города Астрахани № 37С (37Р) и границы муниципального маршрута города Астрахани № 90С.

Куксина О.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя МИФНС № 6 по Астраханской области 01.11.2011 года. Основным видом деятельности предпринимателя является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код 49.31.21 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2). ИП Куксиной О.А. МУГАДН по Астраханской области и Республике Калмыкия выдало лицензию № АСС-30-3031001 от 02.02.2012 года на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Куксин Д.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя МИФНС № 6 по Астраханской области 25.02.2004 года. Одним из видов деятельности предпринимателя является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код 49.31.21 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2). ИП Куксину Д.И. МУГАДН по Астраханской области и Республике Калмыкия выдало лицензию № АСС-30-2253 от 07.04.2004 года на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Белоусов Р.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18.06.2014 года ИФНС по Кировскому району города Астрахани. Основным видом деятельности предпринимателя является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код 49.31.21 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2). ИП Белоусову Р.В. МУГАДН по Астраханской области и Республике Калмыкия выдало лицензию № АСС-30-1000 от 29.09.2014 года на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

ИП Куксина О.А., ИП Куксин Д.И. и ИП Белоусов Р.В. являются конкурентами, поскольку осуществляют деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код 49.31.21 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).

ИП Куксина О.А. и ИП Куксин Д.И. на основании п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции являются одной группой лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

В силу п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" к вопросам местного значения города Астрахани относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Астрахани.

Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 N 49 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани (утратили силу в связи с принятием Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 03.03.2016 N 16, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано в издании "Астраханский вестник", N 9, 11.03.2016).

В соответствии с п. 3.1 указанных Правил привлечение перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с Заказчиком (организатором) (администрацией города Астрахани либо уполномоченным мэром города органом), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов, или на основании ранее утвержденной маршрутной документации.

Согласно п. 1.4 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119, предмет конкурса - получение перевозчиком права на заключение договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

В силу п. 3.5 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани запрещается выполнение регулярных перевозок на муниципальных маршрутах г. Астрахани без заключения соответствующего договора с заказчиком (организатором) (Администрацией или уполномоченным органом).

Согласно п. 5.2.2. Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани перевозчик обязан осуществлять пассажирские перевозки по регулярному муниципальному маршруту в соответствии с договором с заказчиком (организатором) (Администрацией или уполномоченным органом).

Постановлением администрации города Астрахани от 14.10.2010 N 7930 утверждена маршрутная сеть регулярных муниципальных маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта города Астрахани согласно приложениям 1 и 2 к указанному Постановлению администрации города (документ утратил силу с 11 января 2016 года в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8917).

В указанную маршрутную сеть входят автобусный маршрут № 90С и «пос. Войково — Станкозавод» и автобусный маршрут № 37С «пос. Кири-Кили — гостиница «Альбион».

17.10.2011 года между Администрацией города Астрахани и ИП Куксиным Д.И. по результатам конкурса заключен договор № 1/11 использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, согласно п. 1.1 которого Администрация г. Астрахани поручает, а ИП Куксин Д.И. принимает на себя обязательства по осуществлению регулярной перевозки пассажиров автомобильным транспортом на муниципальном маршруте города Астрахани № 90С.

Согласно п. 9.2 договора № 1/11 от 17.10.2011 года договор действует пять лет.

В соответствии с п. 3.2.7 договора № 1/11 от 17.10.2011 года ИП Куксин Д.И. обязан осуществлять перевозку пассажиров на маршруте самостоятельно, не передавая это право другому (другим) перевозчику (перевозчикам).

18.09.2014 года между Администрацией города Астрахани и ИП Куксиной О.А. по результатам конкурса заключен договор № 50/14 использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, согласно п. 1.1 которого Администрация г. Астрахани поручает, а ИП Куксина О.А. принимает на себя обязательства по осуществлению регулярной перевозки пассажиров автомобильным транспортом на муниципальном маршруте города Астрахани № 37С.

Согласно п. 9.2 договора № 50/14 от 18.09.2014 года договор действует пять лет.

В соответствии с п. 3.2.7 договора № 50/14 от 18.09.2014 года ИП Куксина О.А. обязана осуществлять перевозку пассажиров на маршруте самостоятельно, не передавая это право другому (другим) перевозчику (перевозчикам).

С 14.07.2015 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ принят Закон Астраханской области от 28.12.2015 N 114/2015-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Астраханской области".

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Астраханской области от 28.12.2015 N 114/2015-ОЗ муниципальные маршруты в границах городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского округа.

На основании ч. 4 ст. 5 Закона Астраханской области от 28.12.2015 N 114/2015-ОЗ установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов осуществляются в порядке, установленном правилами организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, межмуниципальным маршрутам, утверждаемыми Правительством Астраханской области (далее – Правила), и муниципальными нормативными правовыми актами, с учетом положений настоящего Закона и потребностей населения в транспортных услугах.

Постановлением Правительства Астраханской области от 03.06.2016 N 161-П утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области, которыми установлена обязанность уполномоченных органов местного самоуправления, министерства вести соответственно реестр маршрутов регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, реестр маршрутов регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам (далее - реестры маршрутов регулярных перевозок).

В соответствии с п. 2 постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8916 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Город Астрахань" муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город Астрахань" устанавливаются, изменяются, отменяются администрацией муниципального образования "Город Астрахань" (далее - администрация города).

В силу п. 3.2 постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8916 маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 17 статьи 26 Федерального закона сведений о данном маршруте в Реестр или изменения таких сведений в Реестре.

На официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» http://www.astrgorod.ru/ размещен Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань».

В указанный реестр включены маршрут № 90С «пос. Войково — Станкозавод» (перевозчик ИП Куксин Д.И.) и маршрут № 37Р «пос. Кири-Кили — гостиница «Альбион» (перевозчик ИП Куксина О.А.).

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ устанавливает два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

    1. по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Таким образом, действующим законодательством также установлена процедура допуска хозяйствующих субъектов к перевозкам пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам.

Также законодательством РФ предусмотрены переходные положения, обеспечивающие реализацию Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

В силу ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт:

1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;

2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

4) устанавливают в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, отдельный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

    1. устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, не оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в случае, если такие перевозки осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, а также выдают свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты установленного маршрута регулярных перевозок в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей части.

На основании ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

Согласно п. 14.1 постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8916 до 09.04.2016 администрация города обеспечивает выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств местного бюджета, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.

Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок.

В случае если право осуществления регулярных перевозок предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, карты выдаются на срок до 14.07.2016.

В соответствии с п. 14.2 постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8916 до окончания срока действия указанных в п. 14.1 Положения карт администрация города:

Обеспечивает выдачу их владельцам свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;

Устанавливает отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 14.2.1 настоящего Положения регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдает таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

Проводит открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ, в случае если указанные в пункте 14.2.1 настоящего Положения регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

Устанавливает отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, не оплачиваемых за счет средств местных бюджетов, в случае если такие перевозки осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств местных бюджетов, а также выдает свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты установленного маршрута регулярных перевозок в порядке, предусмотренном пунктами 14.2.1 - 14.2.3 настоящего Положения.

В силу п. 14.3 постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 21.12.2015 N 8916 указанные в п. 14.2.1 настоящего Положения свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются администрацией города на срок не менее чем пять лет, и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные пунктом 14.1 настоящего Положения.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, имеющие законное право осуществлять перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеют его и после вступления в силу указанного закона.

А хозяйствующие субъекты, не имеющие права осуществлять перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, не могут получить такое право автоматически, без прохождения строго определенных законом процедур.

Администрация города Астрахани 08.04.2016 года выдала ИП Куксину Д.И. карты маршрута регулярных перевозок по маршруту № 90С сроком действия по 17.10.2016 года, 26.09.2016 года — свидетельство об осуществлении перевозок серии ГА-30 № 000020 сроком действия до 26.09.2021 года, а также карты маршрута сроком действия до 21.09.2021 года.

ИП Куксин Д.И. указан в качестве перевозчика по маршруту № 90С в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань».

ИП Куксиной О.А. Администрация города Астрахани 08.04.2016 года выдала 12 карт маршрута регулярных перевозок по маршруту № 37С сроком действия по 18.09.2019 года. ИП Куксина О.А. указана в качестве перевозчика по маршруту № 37Р в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань».

Иным перевозчикам карты указанных маршрутов, свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по указанным маршрутам не выдавались.

Сведения об иных перевозчиках в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань» по маршрутам № 37Р и 90С отсутствуют.

Таким образом, с 17.10.2011 года только ИП Куксин Д.И. имеет право осуществлять перевозку пассажиров по регулярному муниципальному маршруту г. Астрахани № 90С, с 18.09.2014 года только ИП Куксина О.А. имеет право осуществлять перевозку пассажиров по регулярному муниципальному маршруту г. Астрахани № 37С (37Р).

Однако, 01.10.2015 года между ИП Куксиной О.А., ИП Куксиным Д.И. и ИП Белоусовым Р.В. заключен договор простого товарищества (совместная деятельность).

В силу п. 8.3 договора договор заключен бессрочно и вступает в законную силу с момента подписания участниками.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора участники договора обязуются путем объединения имущества, деловых связей, репутации и усилий совместно действовать для достижения общих задач в области пассажирских перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам г. Астрахани и Астраханской области № 90С и № 37С.

В силу п. 1.2 договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года ИП Куксина О.А., ИП Куксина Д.И. и ИП Белоусова Р.В. обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Согласно п. 1.3 договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года вкладом ИП Куксина Д.И. является предоставление пассажирских автотранспортных средств и права осуществления перевозок пассажиров по указанным маршрутам и предоставление маршрутных документов ИП Куксиной О.А. и ИП Белоусову Р.В. для осуществления пассажирских перевозок на принадлежащих ему и им автотранспортных средствах согласно приложению к договору.

Согласно п. 1.4 договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года вкладом ИП Куксиной О.А. является предоставление пассажирских автотранспортных средств и права осуществления перевозок пассажиров по указанным маршрутам для осуществления пассажирских перевозок на принадлежащих ему автотранспортных средствах согласно приложению к договору.

Согласно п. 1.5 договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года вкладом ИП Белоусова Р.В. является предоставление пассажирских автотранспортных средств и права осуществления перевозок пассажиров по указанным маршрутам для осуществления пассажирских перевозок на принадлежащих ему автотранспортных средствах согласно приложению к договору.

В соответствии с п. 2.1 договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года участники согласовывают и предоставляют имеющуюся у них друг другу маршрутную документацию на муниципальные и межмуниципальные маршруты, а также имеющиеся в их распоряжении автотранспортные средства.

В силу п. 2.2 договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года содержание автотрансполртных средств: расходы по эксплуатации, оплата полиса ОСАГО, КАСКО, страхование пассажиров, составление путевых листов, производство технических осмотров, медицинских осмотров водительского состава, уплата налога с владельца транспортных средств лежит на каждом из участников согласно имеющегося в его распоряжении и/или пользовании автотранспортного средства.

Согласно п. 5.1 договора доход от совместной деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим договором, поступает в распоряжение каждого из участников согласно имеющихся в его распоряжении автотранспортных средств.

Таким образом, ИП Куксин Д.И., ИП Куксина О.А. и ИП Белоусов Р.В., заключив договор простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года, самостоятельно разделили рынок осуществления перевозок пассажиров по регулярному муниципальному маршруту г. Астрахани № 90С и 37С (37Р) по составу продавцов — перевозчиков.

Перевозки по маршруту № 90С должен был осуществлять только ИП Куксин Д.И., а перевозки по маршруту № 37С (37Р) — только ИП Куксина О.А. и никакие другие хозяйствующие субъекты.

Однако ИП Куксин Д.И., ИП Куксина О.А. и ИП Белоусов Р.В., не смотря на требования законодательства, договорились о том, что перевозки по маршруту № 90С будет осуществлять, а, следовательно, и получать прибыль, еще и ИП Куксина О.А. и ИП Белоусов Р.В., с которыми Администрация г. Астрахани не заключала договор использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани № 90С по результатам конкурса или муниципальный контракт, и которым не выдавала карты данного маршрута и свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту.

Также ИП Куксин Д.И., ИП Куксина О.А. и ИП Белоусов Р.В., не смотря на требования законодательства, договорились о том, что перевозки по маршруту № 37С (37Р) будет осуществлять, а, следовательно, и получать прибыль, еще и ИП Куксин Д.И. и ИП Белоусов Р.В., с которыми Администрация г. Астрахани не заключала договор использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани № 37С по результатам конкурса или муниципальный контракт, и которым не выдавала карты данного маршрута и свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту.

В результате соглашения ИП Куксина Д.И., ИП Куксиной О.А. и ИП Белоусова Р.В. теряется смысл процедур, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и смысл проведения конкурсов на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани, поскольку фактически перевозчиком на маршруте оказывается не только лицо, участвовавшее в таких процедурах, прошедшее их и предложившее лучшие условия, но и хозяйствующий субъект, заключивший договор, по которому законный перевозчик передает ему свое право осуществление перевозок.

Именно проведение процедур, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и проведение открытого конкурса призвано обеспечить конкуренцию на рынке осуществление перевозок по конкретному муниципальному маршруту города Астрахани.

Однако ИП Куксин Д.И., ИП Куксина О.А. и ИП Белоусов Р.В. своим соглашением самостоятельно определили состав хозяйствующих субъектов, которые будут оказывать услуги по перевозке пассажиров по маршрутам г. Астрахани № 90С и № 37С (37Р), разделив указанные рынки между собой.

Таким образом, договор простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года, заключенный между ИП Куксиным Д.И., ИП Куксиной О.А. и ИП Белоусовым Р.В является картелем, запрещенным п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Письмом вх. № 2358 от 16.03.2016 года ИП Белоусов Р.В. сообщил в Управление, что заключение договора простого товарищества от 10.10.2015 года с ИП Куксиной О.А. и ИП Куксиным Д.И. дает ему право осуществления перевозок пассажиров по маршруту № 37 и подтвердил факт осуществления им перевозок.

Согласно пояснений ИП Куксина Д.И., ИП Куксиной О.А. и ИП Белоусова Р.В. от 30.06.2016 года договор простого товарищества не нарушает требования антимонопольного законодательства, заключен сторонами в соответствии с ГК РФ. Целью заключения договора является замена транспортного средства в случае его поломки на транспортное средство товарища.

Указанные доводы несостоятельны.

Пункт 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения конкурентов, которые приводят к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

В силу п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Из текста договора простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года прямо следует, что ИП Куксин Д.И. и ИП Куксина О.А. предоставляют не только пассажирские автотранспортные средства, но и право осуществления перевозок пассажиров по маршрутам и маршрутные документы для осуществления пассажирских перевозок.

Таким образом, само соглашение - договор простого товарищества (совместная деятельность) от 01.10.2015 года, договоренность сторон нарушает требования п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями ст. 48.1 Закона о защите конкуренции Управление направило в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела № 04-К-05-16 от 22.11.2016 года.

Ответчиками в Управление предоставлены возражения на указанное заключение (вх. № 12213 от 22.12.2016 года).

В указанных возражениях ответчики в очередной раз указали на то, что целью заключения ими договора простого товарищества являлся не раздел рынков, а оказание помощи друг другу.

Несостоятельность указанных доводов обоснована выше.

Также ответчики указали, что договор простого товарищества от 01.10.2015 года является соглашением, допустимым в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 настоящего Федерального закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 настоящего Федерального закона, а также соглашения о совместной деятельности, заключенные между хозяйствующими субъектами-конкурентами, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

    1. получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Указанный довод ответчиков не состоятелен.

Во-первых, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции не содержит случаи допустимости соглашений, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Во-вторых, в результате соглашения ответчиков конкуренция устраняется, поскольку состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, определяется не в соответствии с законодательством на основе конкурса, а соглашением ответчиков.

В-третьих, ответчики не доказали, что результатом соглашения является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, или получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Также ответчики предоставили в Управление дополнительное соглашение от 01.10.2015 года к договору простого товарищества от 01.10.2015 года.

Указанным дополнительным соглашением ответчики исключили указание номеров муниципальных маршрутов, а также исключили положения о том, что ответчики передают друг другу право осуществления перевозок по маршрутам.

Указанное свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписаний ответчикам.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

    2. Признать ИП Куксину Ольгу Алексеевну, ИП Куксина Дмитрия Ивановича и ИП Белоусова Ростислава Владиславовича нарушившими п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

    1. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии П.Л. Потылицын

 

Члены Комиссии:

Т.Н. Камакина

 

Е.М. Балтыкова

 

 

Файлы для скачивания

04.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.18 МБ