Гордума недодумала.

                Комиссия Астраханского УФАС России, рассмотрев жалобу Ассоциации владельцев автомобильного транспорта Астраханской области, установила ряд нарушений требований антимонопольного законодательства в Положении о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденном решением Совета МО «Город Астрахань» от 15.03.2005.


Так, например, в критерии, обозначенном как «акт осмотра транспортного средства» Правилами предусмотрено наличие отметок о внешнем состоянии кузова, состоянии салона автобуса с учетом комплектности его экипировки, срок эксплуатации автобуса, его пробег. Поскольку ни форма акта осмотра транспортного средства, установленная приказом МВД Российской Федерации от 15.03.1999 №190, ни талон технического осмотра, котрый выдается собственнику транспортного средства ГИБДД, не устанавливают требований к внешнему состоянию кузова и салона автобуса, следовательно, конкурсной комиссии предоставлено право самостоятельно оценивать внешний вид кузова и состояние салона и присваивать заявке претендента определенное количество баллов. Понятно, что подобное положение может привести к нарушению прав перевозчиков путем необоснованного предоставления преимуществ отдельным участникам конкурса.

Кроме того, при оценке транспортного средства претендента по критериям «срок эксплуатации транспортного средства» и «пробег автобуса» Положение о конкурсном отборе предоставляет преимущества автобусам иностранных марок перед автобусами российских производителей. Вместе с тем, представители городской Думы МО «Город Астрахань» и администрации г. Астрахани не представили каких-либо доказательств того, что автобусы иностранных марок являются более надежными по сравнению с российскими.

Одним из пунктов Положения, утвержденного городской Думой, использование вновь открываемых муниципальных маршрутов осуществляется после проведения конкурсного отбора, следовательно, владельцы транспортных средств, не имея другой возможности для доступа на рынок пассажирских перевозок, могут выставлять свои автобусы на конкурс наряду с владельцами автобусов большей вместимости. А поскольку теми же Правилами предусмотрена бальная система оценки, по которой претенденты, предложившие для обслуживания муниципального маршрута автобус большей вместимости, получают большее количество баллов, то создаются предпосылки к тому, что при прочих равных условиях владельцы автобусов малой вместимости имеют меньшие шансы стать победителями конкурса. Утверждение представителей администрации г. Астрахани и Городской Думы о том, что автобусы большей вместимости имея больше сидячих мест, обеспечивают пассажирам большую комфортность не представляется убедительным. Ведь, если исходить из количества сидячих мест как критерия оценки комфортабельности автобуса, то автобусы малой вместимости более комфортабельны, поскольку не предусматривают перевозку стоящих пассажиров.

Всего Комиссией Астраханского УФАС России были установлены нарушения антимонопольного законодательства в 8 из 11 пунктов приложения к Положению о конкурсном отборе.


Пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Приняв решение об утверждении Положения о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, Совет МО «Город Астрахань» нарушил требования закона.

Признав Городскую Думу МО «Город Астрахань» нарушившей Закон о защите конкуренции в части принятия Советом муниципального образования «Город Астрахань» решения об утверждении Положения, содержащего нормы, нарушающие антимонопольное законодательство, Комиссия Астраханского УФАС России выдала Городской Думе предписание об устранении допущенного нарушения путем приведения данного Положения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.