О программе развития конкуренции в Астраханской области.

 

Ни для кого не секрет, что в экономической системе современной России ключевую роль играет конкуренция. Именно конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений, обеспечивая свободу выбора как продавцам, так и покупателям. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Можно сказать, что конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства. Понятно, что рынок существует только при наличии конкуренции.

Стратегической задачей современной государственно-экономической политики России является развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.

Для достижения этих целей Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

В целях реализации политики развития конкуренции Правительство Российской Федерации поручило всем субъектам страны разработать региональные программы развития конкуренции.

По мнению Правительства РФ данные программы должны создать необходимые условия для появления новых участников на товарных рынках в субъектах Федерации, выравнять условия конкуренции на этих рынках.

В распоряжении Правительства говорится, что региональные программы должны предусматривать конкретные мероприятия по целому ряду направлений, в том числе по направлениям:

- сокращение административных барьеров, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности,

- создание логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности,

- расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами власти,

- предотвращение и пресечение создания барьеров для передвижения и торговли товарами между субъектами Российской Федерации.


Для разработки региональной Программы развития конкуренции в Астраханской области при министерстве экономического развития Астраханской области создана рабочая группа, в состав которой вошел и руководитель Астраханского УФАС России Меркулов Николай Станиславович.

В письме, адресованном руководителю ФАС России И.Ю. Артемьеву, заместитель министра экономического развития России С.С. Воскресенский особо отметил, что участие антимонопольного органа в работе над Программой развития конкуренции значительно повысит качество подготовки этой Программы и в целом обеспечит эффективность реализации государственной конкурентной политики на региональном уровне.

Учитывая, что антимонопольное регулирование является важным элементом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение, Астраханское УФАС России направило в министерство экономического развития АО целый ряд своих предложений.

Так, например, было предложено включить в Программу рынки жилищно-коммунального комплекса и пассажирских городских и междугородных перевозок, которые являются социально-значимыми и важными сферами в жизни населения и нуждаются в развитии и внимании со стороны государственных органов власти и органов местного самоуправления области.

Поддерживая инициативу министерства экономического развития создать на территории области так называемые Распределительные центры, антимонопольное управление предложило включить в перечень товаров, планируемых для реализации через данные центры, рыбу и рыбопродукты, которые занимают значительное место на продовольственном рынке области.

Руководитель Астраханского антимонопольного управления отметил, что в Программе верно обозначена проблема незаконного вмешательства органов власти и органов местного самоуправления в деятельность хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, в плане мероприятий по реализации Программы не предусмотрено действенных, конкретных, практических мер по недопущению административных барьеров.

Управлением было внесено предложение включить в Программу возможность проведения экспертизы или согласования отдельных нормативных и ненормативных актов, издаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, касающихся деятельности хозяйствующих субъектов, с федеральными контрольно-надзорными органами, в том числе с антимонопольным управлением, на предмет соответствия специальному федеральному законодательству. Это позволит избежать процедуры выявления и устранения возможных нарушений действующего законодательства.

Касаясь рынка автомобильного бензина и дизельного топлива, антимонопольное управление отметило, что существенным фактором для развития конкуренции на данном рынке может послужить привлечение в регион дополнительных нефтяных компаний, то есть расширить круг поставщиков, создать им соответствующие условия для коммерческой деятельности, что позволит создать достойную конкурентную среду, которая, в свою очередь, не допустит нерыночного ценообразования на оптово-розничном рынке ГСМ области.


Ознакомившись с замечаниями и предложениями антимонопольного Управления, министерство экономического развития АО сообщило, что все они будут учтены при доработке программы развития конкуренции в АО. Помимо этого министр Кабикеев А.Н. обратился к Н.С. Меркулову с просьбой сформировать и направить в министерство конкретные мероприятия в раздел «Антимонопольное регулирование». В настоящее время специалисты Управления работают над данными предложениями.