ОАО «РЖД» исполнило предписание Астраханского УФАС России.

 

Суды трех инстанций подтвердили законность решения Астраханского УФАС России, признавшего действия ОАО «РЖД» нарушающими антимонопольное законодательство.


Пресс-служба Астраханского УФАС России уже сообщала о том, что в 2009 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области было возбуждено дело в отношении ОАО «Российские железные дороги» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения этого дела стало заявление ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», в котором говорилось о том, что имея намерение построить железнодорожный путь необщего пользования к своей комплексной транспортно-производственной базе, примыкающий к существующему железнодорожному пути необщего пользования № 50, принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности, Общество обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой выдать технические условия на примыкание строящегося пути к пути ОАО «РЖД».

Технические условия были выданы заявителю. Однако, после начала строительства пути, ОАО «РЖД», продлив действие ранее выданных технических условий, включило в них условие о строительстве автодорожного путепровода в месте пересечения железнодорожного пути № 50 с автодорогой федерального значения А-154 «Астрахань-Элиста-Ставрополь» за счет средств ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть». Ориентировочная стоимость строительства указанного автодорожного путепровода составила 95 000 000 рублей (в ценах 2000 года).

ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой исключить из ТУ условие о строительстве автодорожного путепровода. Однако ОАО «РЖД» ответило отказом.

Рассмотрев завление ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», Комиссия Астраханского УФАС России определила, что железнодорожный путь №50, имеющий пересечение с автодорогой федерального значения «Астрахань-Элиста-Ставрополь», принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД». Следовательно, в соответствии со статьей 210 ГК РФ, именно РЖД, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. На него же, исходя из норм действующего законодательства, возложена обязанность по строительству данного автодорожного путепровода.

Комиссия пришла к выводу, что настаивание ОАО «РЖД» на условии о строительстве автодорожного путепровода за счет средств ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ущемляет интересы последнего.

Кроме того, антимонопольный орган определил, что, являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на данном товарном рынке, ОАО «РЖД» нарушило требования антимонопольного законодательства в части навязывания условий, которые ущемляют интересы ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», а также в части создания препятствий доступу ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» на рынок добычи нефти.

Признав ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 10 и пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольное Управление выдало в его адрес предписание о прекращении данного нарушения путем исключения из технических условий пункта об обязанности ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» строить автодорожный путепровод.

ОАО «РЖД», не согласившись с выводами Астраханского УФАС России, обжаловало его решение в Арбитражном суде Астраханской области. Суд подтвердил правоту антимонопольного органа. Кроме того, позицию Астраханского антимонопольного Управления поддержали и суды апелляционной и кассационной инстанций. 03 февраля 2011 года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа вынес постановление, которым решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 оставлены без изменения, а кассационная жалоба ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Предписание Астраханского УФАС России было исполнено ОАО «РЖД».

«Исполнение предписания Астраханского УФАС России, - прокоментировал Руководитель Астраханского УФАС России Н. С. Меркулов, - даст возможность ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» наконец реализовать проект по строительству железнодорожного пути необщего пользования к своей комплексной транспортно-производственной базе. Благодаря чему станет возможен завоз оборудования и материалов для обустройства и эксплуатации месторождений Северного Каспия с целью добычи нефти».