О поправках к закону о торговле.

Федеральная антимонопольная служба России подготовила свой пакет поправок к закону о торговле.

В частности, ФАС предлагает дополнить норму, ограничивающую ритейлеров в открытии новых магазинов при достижении рыночной доли в 25%, запретом на приобретение розничных компаний, если в итоге сделки доля покупателя также превысит данный заградительный порог. "Формально сейчас, если у вас 24% на рынке, и вы покупаете компанию с 75%, вам антимонопольный орган отказать не в праве, потому что так прописана эта норма (в статье 14 закона о торговле - ред.)". И получается, что теряется изначальный замысел этой инфраструктурной меры, который заключается в том, что торговые сети в указанных законом границах должны находиться в постоянной конкуренции друг с другом, и чтобы у потребителя всегда была возможность выбора. Чтобы расставить все точки над "i", ФАС предлагает указать, что покупка не разрешается не только в случае, если доля ритейлера уже превышает 25%, но и если его доля составит 25% только по результатам сделки. В таком случае регулятор может разрешить приобрести только часть магазинов, а остальные покупатель будет должен продать другим участникам рынка. Таким образом, мы стимулируем приход конкурентов и снижаем барьер входа на рынок, повышаем конкуренцию.

ФАС считает необходимым уточнить ряд положений девятой и тринадцатой статей, касающихся взаимоотношений торговых сетей и поставщиков. В том числе, ФАС предлагает перенести из тринадцатой в девятую статью антимонопольные правила, то есть перечень запретов, чтобы сделать их обязательными. Сейчас многие нормы можно трактовать различно, что позволяет легализовать недобросовестные практики. Например, сети сейчас сами инициируют массовые обращения поставщиков, что позволяет им трактовать условия договора, по сути навязанных, как предложение самого поставщика.

Также регулятор предлагает уточнить девятую статью в части запрета на включение в цену договора иных видов вознаграждения, кроме предусмотренных законом о торговле, а также запрета на использование дискриминационных практик. Кроме того, регулятор предлагает скорректировать определение торговой деятельности, которая трактуется в нынешней редакции закона как вид деятельности, связанный с "приобретением и продажей товара". "Получается, что производители, когда что-либо продают, торговой деятельностью не занимается, поскольку они же не приобретают ничего, они производят, а потом и поставляет. Но, учитывая, что закон носит двусторонний характер, важно вторую сторону вернуть в эти отношения. И данные предложения возвращают эту вторую сторону, добавляя союз "или", при этом новая формулировка будет звучать как "приобретение и/или продажа товара". Также ведомство намерено заменить применяемый к объединенным в одну торговую сеть субъектам термин "под общим управлением", который отсутствует в российской правовой системе, и под который "можно подвести, и наоборот, вывести, что угодно", на определение "...группа лиц", которое уже фигурирует в антимонопольном законодательстве. Также ФАС дополняет определением "группа лиц" и девятую статью.